хоть убейте,но так долго ждала,когда АВТОПИЛОТ на инет выложит этот номер (ну ломало все напечатать в ручную) и дождалась!!!!!!1
мой любимый журналлллл
УЛОВКА 22.9 Когда год назад "Автопилот" вплотную взялся за тему детской пассивной безопасности, среди общих явных проблем одна была явно ключевой -- отсутствие законодательства, которое обязывало бы родителей возить своих детей в специальных автомобильных сиденьях. Ситуация изменилась внезапно и напрочь. После принятия поправки 22.9 детей запрещено транспортировать в машине без использования специальных детских удерживающих устройств. Попробуем выяснить, сможет ли это реально изменить сегодняшнюю ситуацию.
Ребенок должен сидеть в автокресле не до 12 лет, а до того времени, пока не дорастет до 150 см. С этого момента ремень безопасности уже не сможет ему навредить
КОНЦЕПЦИЯ С ОГОВОРКОЙ. Оказывается, нашему правительству не безразличны наши дети. По крайней мере, та их часть, которая позволяет себе роскошь передвижения на автомобиле. Теперь "перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности". Это почти концепция. И концепция похвальная. Потому что раньше наше государство так концептуально к детям-пассажирам не относилось.
Но в правилах есть оговорка: "...обеспечения их безопасности с учетом конструкции транспортного средства". Оговорка относится к допотопным машинам, где ремни еще не были предусмотрены конструкцией. Кстати, такая же оговорка есть в подобных правилах всех стран. Но если в нормальных государствах на раритетах ездят разве что участники ралли "Милле Милья", у нас на автомобильном антиквариате рассекает полстраны.
Если бы только в этом было дело. Много лет в России действует норма, согласно которой все сиденья в легковом автомобиле должны быть оборудованы трехточечными ремнями безопасности. Однако в целях удешевления транспортного средства (когда для видимости конкурентоспособности берут не качеством, а ценой) до покупателя автомобиль доходит в сильно обедневшем виде. Вы не найдете задних ремней безопасности даже на некоторых иномарках, не говоря уже об "оках" или "классических" "жигулях", где можно рассчитывать разве что на заглушки. О креплении для кресел Isofix вообще забудьте.
Можно поставить ремни за собственные деньги или попробовать заставить сделать это производителя, согласно требованиям сертификации. А можно (и так скорее всего поступят некоторые) просто срезать ремни безопасности с задних сидений: нет ремней -- нет претензий, и затонировать стекла, чтобы не было видно, сидит ребенок в машине или дома остался. Русская логика, достойная премии Дарвина. Таких советов, кстати, полно на автомобильных форумах в Интернете.
ПОДУШКА КАК УСТРОЙСТВО. Все это -- нытье в пользу бедных. Детей надо возить в детских сиденьях не потому, что Фрадков что-то подписал, а потому, что путем проб и ошибок цивилизованный мир пришел именно к таким нормам детской безопасности. Вот только сформулированы эти нормы в наших ПДД весьма туманно.
Пока никто не удосужился дать четкое определение тому, что такое специальное детское удерживающее устройство. По сути это приспособление, которое в случае аварии удерживает ребенка на месте и позволяет избежать травм, в том числе и смертельных. Под устройством здесь надо понимать не только автокресло в привычном его виде, но также автолюльки для младенцев и бустеры для детей ростом выше 120-130 см. Все было бы очень просто, если б в поправке 22.9 не было альтернативы: детей можно перевозить еще и при помощи "иных средств", позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией машины. В представительстве Recaro, например, предположили, что под иными средствами подразумевается бустер (им в силу профессионализма просто в голову не могло прийти что-то другое). Возможно, сотрудники Bebe Confort тоже так думали, пока не услышали утром восьмого февраля в эфире радио "Серебряный дождь", как Сергей Казанцев, начальник Управления ГИБДД г. Москвы, посоветовал водителям сажать своих детей просто на подушку. Мол, она тоже "удерживающее устройство".
Зная, как любят наши военные сначала говорить, а только потом думать, мы предположили, что это просто ляп по недоразумению, но сбылись наши самые худшие опасения. Один из сотрудников ГИБДД, принимавший непосредственное участие в разработке поправок к правилам, сообщил нам, что обычная подушка действительно может использоваться в качестве средства обеспечения детской безопасности. Чем фактически перечеркнул весь смысл принятых изменений.
Таксомоторные компании уже закупают детские сиденья. Например, "Такси 956" приобрела несколько автокресел еще до изменений ПДД. Говорят, тому предшествовало "пожелание правительства Москвы"
ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ. Приостановить действие поправки 22.9 до 1 января 2007 года было верным шагом. Во-первых, даже если все родители, имеющие автомобиль, захотели бы соблюдать новые правила, они физически не смогли бы этого сделать. Сопоставьте нехитрую статистику. По неофициальным данным, в 2004 году у нас было продано немногим больше 22 000 автомобильных кресел (без учета автолюлек, кресел от автопроизводителей и рынка second hand). На начало 2004 года в России проживало 13 365 000 детей в возрасте от 0 до 9 лет (напомним: в поправке критический возраст -- 12 лет). И несмотря на то, что рождаемость падает, а спрос на детские сиденья хоть медленно, но растет, сегодня их на всех не хватит. Ввод новых правил (хотя сам проект был представлен на рассмотрение в правительство еще в августе 2005 года) был неожиданностью даже для сотрудников ГИБДД, что уж говорить о продавцах автокресел.
К тому же в нашей стране нет ГОСТа, объясняющего, каким это кресло должно быть, как его делать и нужно ли его испытывать в краш-тестах. При ввозе автокресел из-за рубежа таможенники заставляют декларировать их как мебель. (Назвать их средством безопасности было бы более логично, но так выходит слишком низкая госпошлина.) Обязательной сертификации автокресла не подлежат, они должны лишь соответствовать нормам гигиены.
Год назад мы сетовали, что в России нет собственного производства автокресел, хотя некоторые из импортирующих компаний хотели бы им заняться. Но кто же в здравом уме будет начинать бизнес при отсутствии стандарта? Возможно, все изменится c 1 января 2007 года, когда наконец-то начнет действовать ГОСТ Р 41.44-2005 "Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах".
В ГИБДД и Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии нас заверили, что этот ГОСТ будет полностью соответствовать европейскому стандарту безопасности ECE R44, но вот какой именно редакции (03 или 04), не уточнили. В Европе с 23 июня 2005 года введена поправка ECE R44/04, касающаяся проведения дополнительных тестов автокресел и контроля качества всей производственной цепочки, с 2009 года правила ECE R44/04 должны полностью заменить ECE R44/03.
Пока же можно взять табуретку, сделать в ней прорези для ремня безопасности и продавать ее как детское удерживающее устройство. Примерно так поступили в одном обнинском польско-российском предприятии, выпустив автокресло "Комби". Хотя правильно было бы назвать его муляжом автокресла. Ценная находка для тех, кому даже стекла тонировать лень. 1400 рублей -- все удовольствие. Неужели производители этой "мебели" верят, будто она спасет кому-то жизнь?
МУЛЯЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. К сожалению, будет достаточно одного прецедента, чтобы разрушить и без того хрупкое доверие российских автовладельцев к детским сиденьям. Согласно опросу, проведенному на сайте auto.mail.ru (приняло участие 29 354 человека), 46,7% считают поправку 22.9 очередным выманиванием денег из кошелька водителя. И если в аварии пострадает ребенок, сидевший в "муляжном" кресле, никто не будет разбираться, соответствовало ли оно не принятому ГОСТу. Но сразу все начнут говорить, что от автокресла пользы никакой, только вред.
Чтобы изменить ситуацию, придется долго и нудно разъяснять гражданам, что к чему. Есть надежда, что это будет сделано в рамках Федеральной программы по безопасности дорожного движения (пока она только одобрена, но еще не подписана). Но легко предположить, что темы пьянства за рулем и нарушения скоростного режима для России более злободневны, так что рассчитывать на полноценную социальную рекламу детской пассивной безопасности пока не стоит.
Родителям вообще сложно доказать, что они делают что-то неправильное по отношению к своим детям. Тем более вложив праведные речи в уста давно скомпрометировавших себя чиновников и гибдэдэшников. А почему, к примеру, не снабдить заполненные пациентами коридоры детских поликлиник информацией о том, как и почему может покалечиться ребенок-пассажир в ДТП при условии его неправильной перевозки? Это, возможно, подействует куда более эффективно, чем штраф в 100 рублей (или 500, если Госдума утвердит поправки в автомобильную главу КОАП). Сегодня, когда молодой отец, забирая жену из роддома, приносит пятидневному малышу не конверт в рюшах, а автолюльку, даже медсестры смотрят на него, как на умалишенного.
Доктор Михаил Кирцер, автолюбитель и родитель, поделился с нами некоторой информацией из собственной практики: "За несколько лет работы на "скорой" у меня накопилось немало случаев гибели и тяжелых травм детей во время автомобильных аварий. Поверьте, лечить искалеченного ребенка в машине "скорой помощи" невозможно, поэтому хватаешь его и летишь в больницу по встречной, превышая скорость, по дороге перенапрягаешь все свои профессиональные возможности. А потом навсегда остается психологическая травма, поскольку даже врач не ко всему привыкает.
Нагрузки, возникающие при столкновении на скорости 50-60 км/ч, запредельные, и без специальных кресел несмертельные только чудом. У младенца до 2 лет шея не выдерживает движения вперед головой, поэтому положение лицом вперед не может быть безопасным. Дети до 4 лет получают травму лицевого отдела черепа от столкновения с препятствием, поэтому необходима правильная посадка именно в специальном кресле. Достигнув роста 120-130 см, дети, выскользнув из-под плохо отрегулированного ремня безопасности, получают травму живота".
Вот оно, произведение польско-русских умельцев -- автомобильная детская мебель "Комби". Два куска пенопласта, обтянутых тканью и соединенных молнией. Есть даже внутренние ремни безопасности, у них еще застежки такие, пластмассовые, как на дешевых школьных ранцах, которые все время расстегиваются. Конечно, никаких испытаний на безопасность эта продукция не проходила. Если бы такое кресло попало в ADAC, результаты тестов повергли бы немцев в еще больше уныние, чем краш-тест китайского внедорожника Jiangling Landwind, у которого наихудшие результаты за всю историю клуба.
НА 8% БОЛЬШЕ. В январе был всплеск спроса на детские автокресла -- говорят, на рынках раскупили все дешевые модели. После приостановки действия поправки до 2007 года родители успокоились. Специалисты прогнозируют реальный рост продаж к концу года. Хотя за это время многое может измениться. В том числе и в законодательной базе. В Госдуме, например, хотели бы "забрать" у правительства право утверждения поправок в ПДД. Помимо того что всем будут известны их авторы, обсуждение и принятие изменений станут достоянием общественности, исключив новогодний "эффект внезапности".
Поправка 22.9 может сказаться на автостраховании. Правда, пока на действующих тарифах ОСАГО оно никак не отразится. Однако в добровольные виды страхования (например, "От несчастного случая водителя и пассажиров") можно ввести коэффициент за отсутствие детских кресел. Как сказал нам Владимир Козлов, начальник управления методологии страхования РСА, страховщики могут оговорить в правилах страхования следующие условия. Страховщик не возмещает вред, причиненный ребенку в случае, если в момент ДТП он находился не в специальном кресле. Либо страховщик, оплатив лечение ребенка, взыщет выплаченную сумму с водителя, который нарушил требование законодательства (наиболее реальный вариант). Либо страховщик применит штраф при заключении договора на следующий год.
В Германии, например, в самом законе о детских креслах прописано, что если при ДТП был причинен вред здоровью или жизни ребенку и в этот момент он не сидел в детском автокресле, водитель машины, в которой находился ребенок, привлекается к уголовной ответственности вне зависимости от того, был он виновником ДТП или нет.
Очевидно, что поправка в том виде, в котором она сейчас существует, очень далека от совершенства. Но то, что она уже есть (пусть даже в "режиме ожидания") -- несомненный плюс. По статистике 2005 года, смертность среди детей-пассажиров выросла на 8%, в то время как общая смертность детей в ДТП сократилась.
ТЕКСТ АННА КИЛИМНИК