Ledi X
|
|
« Ответ #21 : 08 Июля , 2008, 09:02:25 » |
|
Флай Леди - теория и практика малых дел Ситуация, знакомая нам по кино: большой двухэтажный дом типичной американской семьи, типичная неухоженная мама кормит завтраком мужа и сына, а затем выпроваживает обоих - кого в школу, кого на работу. Окидывает взглядом жуткий бардак, наливает себе стакан вискаря и плюхается у телевизора. Потому что разгрести многолетний хлам уже не поднимаются руки.
Именно для таких домохозяек, которые изнемогают под бременем своих обязанностей, была создана система флайледи. Тоже, кстати, домохозяйкой, которую зовут Марла Силли.
И опыт, сын ошибок трудных:
В основу системы лег личный опыт Марлы Силли по ликвидации вечного беспорядка, преобразованию жилого пространства и борьбе со стойким ощущением "как же все это надоело". Марла, женщина бойкая и остроумная, решив поделиться своими достижениями с такими же страдалицами, в 1999 году организовала для них электронную рассылку. Тогда же и появилось название flylady: FLY - всего лишь аббревиатура "finally loving yourself" ("полюби себя, наконец"). На русский язык многие переводят это название позатейливее: реактивные домохозяйки, флаюшки, или - если перевести fly буквально - мухотетки.
В итоге набор правил борьбы с домашним хозяйством перерос если не в общественное движение, то уж точно в систему организации времени, подобно тайм-менеджменту. А начиналось все с элементарного.
Три слона флайледи
Как и в любой системе, у флайледи есть своя терминология. Базовых терминов всего несколько: зоны, рутины и контрольный журнал.
Зоны, как несложно догадаться, относятся к домашнему пространству: прихожая, комнаты, санузел, кухня. На каждую зону можно отвести неделю - например, за текущую неделю вы занимаетесь работой в прихожей, а на остальные зоны пока не обращаете внимания.
Рутины - это занятия, которые нам приходится выполнять регулярно и неизбежно. И которые, в идеале, из занудных мы должны превратить в приятные. Рутины делятся на утренние и вечерние. К первым можно отнести чистку зубов, утренний кофе или утренний макияж. Зато в вечерние рутины, помимо расстилания кровати или чтения перед сном, обязательно должно входить составление списка дел на следующий день. Вообще, записать реактивной домохозяйке понадобится много чего. Поэтому ей пригодится:
Контрольный журнал. В нем несколько разделов. Во-первых, еженедельный план, где каждый день отводится определенному ключевому занятию: походу в магазин, стирке, развешиванию штор и т.д. Во-вторых, кроме ключевого дела, в контрольный журнал следует записывать свои мелкие планы на грядущий день. В-третьих, в нем должен быть раздел со списком нужных вам телефонов - родных, врачей, службы быстрой доставки и т.д.
И, наконец, последний раздел - личный. Сюда можно вносить любые списки желаемого, интересные идеи, цитаты и прочие вещи, которые без записи улетучиваются из головы.
Несколько странных вещей, без которых флайледи не обойтись Таймер - ключевой инструмент в хозяйстве флайледи. Самые нудные и утомительные дела надо делать по таймеру, отводя на них всего 15 минут. Зато за эти 15 минут следует поработать от души. В итоге обнаруживается, что за четверть часа можно наворотить немало полезного. В итоге если ежедневно уделять по 15 минут разбору, например, завала на антресоли, то через неделю у нас есть все шансы увидеть там только нужные и хорошо структурированные вещи. Чистая раковина. Над идеей флайледи "раковина должна всегда сиять" многие насмехаются, припоминая другое изречение: "унитаз - лицо хозяйки". На самом деле, функция этих призывов в другом: на примере чистки раковины становится видно, как приобретается полезная привычка и затем становится незаметной частью жизни. Вместо этого требования могло бы оказаться и любое другое - например, гладить кота в промежутке с 9 до 10 утра или вытряхивать половичок. Но флайледи выбрали раковину, и не напрасно. Что бесит больше всего с утра? - гора грязной посуды, оставленная накануне (и, кстати, совершенно несовместимая с идеей чистой раковины). Туфли вместо тапочек. Это типично домохозяйская "примочка": сначала ты весь день в тапочках, потом ты перестаешь выщипывать брови, потом начинаешь ходить в засаленной майке - и, наконец, полностью переходишь на дресс-код разъевшейся и обленившейся клуши. Так вот, отказ от тапочек - хороший повод не расслабляться: из соображений стиля придется и в остальном не выглядеть расхлябанной. И вообще: дома надо ходить в таком виде, чтобы в любой момент вам не стыдно было принять гостей.
Кроме того, существует несколько принципов флайледи: Не хранить барахло. Вещи должны радовать, а не вызывать чувство вины. Поэтому избавляйтесь от ненужных вещей: дарите, отдавайте нуждающимся, выбрасывайте, наконец. В доме есть "горячие точки" - те, где грязь скапливается быстрее всего. Их надо знать и периодически инвентаризировать, не дожидаясь, пока все зарастет. И, возможно, самое важное: не надо пытаться объять необъятное. В том числе, не стоит резко переходить на систему флайледи. Для начала пытайтесь держать раковину в чистоте.
Флайледи нарасхват
Казалось бы, флайледи - совершенно элементарная система, освоить которую сможет любой альтернативно одаренный. Но в чем тогда причина популярности этого подхода - причем не только среди американских домохозяек с традиционным огромным домом, но и в России, и даже среди работающих людей? Наверное, играет роль следующее:
1. Интерактив. Ощущение того, что ты не один участвуешь в работе по улучшению собственной жизни, сильно вдохновляет. На сайтах флайледи (и американском, и русскоязычном) выдается ежедневное "задание на сегодня": например, протереть зеркало в прихожей, разобрать полки в шкафу. Кроме того, на форумах и в сообществах можно поделиться достижениями и спросить совета. Все это отвращается от мысли: "Одна я тут сумасшедшая домохозяйка, одну меня гложут ничтожнейшие проблемы". 2. Система исключительно проста. Поэтому не возникают вопросы: где я возьму время на то, чтобы вникнуть во все эти принципы? 3. Флайледи действительно учит любви к бытовому пространству, на котором обитаешь. А также самоуважению за то, что ты можешь управляться с кучей мелкой назойливой рутины. 4. Кто умеет безупречно "рулить" хозяйством, тот умеет управлять собственной жизнью. Не случайно флайледи постепенно переходит на новый уровень - в систему управления собственным временем.
Начну со старого анекдота, который мне всегда очень нравился. Приходит мужик к попу и жалуется: «Жизнь ни к черту, домик маленький, детей много, тесно, еды на всех не хватает. Прямо жить не хочется, как все это надоело". А поп ему и говорит: «А ты купи козу!». Мужик смотрит оторопело на попа: «Батюшка, да какая еще коза? Тут и так не знаешь, как всех прокормить, как всех разместить, а ты говоришь козу купить!" - "Поступай, как я говорю!" Мужик пошел на базар, купил на оставшиеся гроши самую неказистую козу. Через месяц приходит к этому же попу и жалуется: «Батюшка, ты мне посоветовал купить козу. Я послушался тебя. Но до этого было плохо, а стало еще хуже – в доме места свободного вообще не осталось, коза воняет, ее кормить надо!" Поп отвечает с невозмутимым видом: «А ты продай козу!» - «Ну как же батюшка, ты же советовал купить козу.» «Я говорю – теперь продай козу!» Мужик ничего не понимает, но идет продавать козу. Через неделю прибегает радостный к попу: «Батюшка, спасибо тебе за совет! Как продал козу - так и места стало больше, и дом кажется просторнее, в доме чище, еды больше!"
Сказка ложь, да в ней намек... Ситуация не изменилась, изменилось отношение к ситуации, нашлись скрытые резервы. А вот еще пример из жизни. Мамы, у которых двое деток и более, знакомы с подобной ситуацией. Когда был один ребенок, мама едва-едва успевала все делать. И когда родился второй ребенок, мама тоже с трудом все успевает. Но вот стоит папе уехать со старшим ребенком, например, на дачу на несколько дней, мама с грудным ребенком успевает сделать очень много по хозяйству, вплоть до генеральной уборки. И получается, что с маленьким ребенком тоже можно найти время, чтобы все успеть.
Вопрос рационального использования времени встал передо мной, с первых дней рождения дочери. Практически через неделю после нашего возвращения из роддома заказчик прислал большой объем перевода, но как всегда в сжатые сроки. Приходилось набирать тексты одной рукой, а второй держать ребенка у груди, чтобы она кушала. При этом я успевала работать, заниматься ребенком, включая длительные прогулки, готовить кушать, убирать… Когда же заказ был выполнен, первое время было ощущение большого количества свободного времени. Потом повседневные рутины, быт - снова времени ни на что не хватает. При этом получив новый заказ, я снова мобилизировалась и успевала сделать даже больше, чем делала, когда была свободна от работы. Меня заинтересовала тема рационального использования времени. Посмотришь на некоторых и диву даешься – и когда же они все успевают.
А теперь хочу поделиться советами, как это работает у меня.
1. Планируйте свой день. Звучит банально, зато это самый действенный метод все успеть. Наличие плана действий хорошо организовывает и стимулирует. Лучше всего планировать дела вечером перед отходом ко сну. Утром у вас уже готовый план к действию, вы точно ничего не забудете сделать, потому что у вас уже все записано. Кроме того, письменное изложение дел, которые необходимо выполнить, позволяет увидеть картину в целом, рационально использовать свое время. Например, пункты «Прогулка с ребенком» и «Купить хлеб» можно прекрасно совместить. При этом, собираясь на прогулку, вы не забудете дома кошелек. Написанный план действий на день не позволит вам упустить из виду важные дела, а также вы не забудете сделать какие-то срочные задания, закрутившись с хозяйством. Это особенно актуально для молодых мам, потому что гормональные изменения в организме сильно влияют на память.
2. Любое задание, которое вам необходимо выполнить, разбивайте на несколько более мелких заданий, как говорится «слона нужно кушать небольшими порциями». Когда перед нами ставится какая-то грандиозная задача, например, разобрать платяной шкаф по окончанию сезона, то делать этого не хочется, так как понимаешь, что это долго. А если запланировать разбирать по одной полке в день, это займет не больше 15 минут в день (а то и меньше), и глядишь – к концу недели в шкафу красота и порядок.
3. Пользуйтесь тайм-менеджментом. В его задачу входит выяснить, на что уходит время в течение дня. Для этого необходимо в течение нескольких дней записывать в блокнот каждое свое дело, которое вы делаете, а также отмечать по часам, когда вы начали его делать и когда закончили. Записывайте в блокнот все-все свои дела в течение дня. И будьте честны перед собой. Не пытайтесь лукавить, пропуская некоторые моменты, изначально зная, что выполнение данного дела это пустая трата времени, но вам все равно хочется этим заняться (например, просмотр сериала). Через некоторое время просто проанализируйте, на что уходит ваше время. Очень может быть, что вы будете невероятно удивлены. Может оказаться, что телефонные разговоры с подружками занимают несколько часов в день (если суммировать все время за день). Вы думали, что телевизор работает у вас только в качестве фона, а окажется, что на просмотр разных передач и сериалов уходит несколько часов. А на приготовление обеда ушло 3 часа, потому что вы пытались найти рецепт в интернете, но увлекшись другими интересными статьями, совсем забыли про время и в итоге почти час просидели в сети.
4. Если выполнение какого-либо задания занимает слишком много времени, подумайте – может быть, процесс можно автоматизировать? Упростить? Иногда самые простые решения оказываются поистине гениальными. Например, у вас тратится уйма времени на уборку в детской комнате, пока расставишь все игрушки по местам. А вы подумайте – может быть лучше сложить все игрушки в коробку? Тогда убирать игрушки станет быстрее и проще. Или во время уборки вам приходится сметать пыль с большого количества разных сувенирчиков. Это действительно занимает очень много времени. А вам действительно нужны все эти сувениры из ракушек, соломки и т.д.? Может быть часть можно выбросить, часть раздарить, а оставить себе то, что действительно вам дорого как память? Подходите к этому процессу творчески. И результаты вас приятно порадуют.
5. Если есть возможность – пользуйтесь всеми благами и достижениями цивилизации. Зачем стирать каждый день пеленки, ползунки, если можно пользоваться памперсами (конечно не бездумно заставляя находится ребенка в подгузниках сутками)? Или стирать детские вещи исключительно на руках и только детским мылом. Стиральная машинка справиться с этим занятием намного лучше вас, а если вы беспокоитесь о том, что на вещах могут оставаться моющие средства (тот же детский порошок), просто поставьте дополнительную программу полоскания. В плане экономии маминого времени микроволновая печь – просто неоценимый помощник. Это касается и разогрева детского питания, и разогрева ужина для всей семьи, кроме того, потом не придется мыть кастрюльку, в которой вы грели еду, потому что все разогревается в той посуде, из которой потом будут кушать.Ну и конечно, все происходит намного быстрее , чем на обычной плите.
6. Не отказывайтесь от помощи других членов семьи, а если вы видите, что не успеваете с выполнением какого-либо дела, без стеснения попросите вам помочь. Многие пытаются взвалить на себя непосильный груз забот, а потом обижаются на всех и вся, хотя проблемы можно запросто избежать, равномерно распределив свои заботы между теми людьми, которые могут вам помочь.
7. Если вы видите, что интернет начинает отнимать у вас слишком много времени, можно установить специальную программу, которая будет блокировать на определенное время на вашем компьютере некоторые программы, включая интернет, аську и так далее, которые отнимают у вас слишком много времени. Вы тогда будете вынуждены заниматься запланированными делами, потому что все равно не сможете пользоваться интернетом, пока не закончится время. Кстати, время выставляете вы сами.
8. Лучше поддерживать чистоту и порядок в доме ежедневно, тратя при этом минимум своего времени и усилий, чем раз в неделю, а то и реже, производя генеральные уборки. В этом плане неоценимым подспорьем является система Флай Леди. В интернете много статей на эту тему.
9. Балуйте себя, позволяйте себе расслабится. Отдохнувший и выспавшийся человек успевает сделать намного больше, чем уставший.
Любите себя и цените свое время. Поверьте, для ребенка намного важнее мамино душевное спокойствие, чем стерильная чистота и замученная уборками мама.
|