Yozhik,Barbarella, у меня тут размышления по поводу Макаровой. Помогите разобраться. Мне кажется это всё хорошо для развития творчества и для выхода из болезней прекрасно. Но, Олеся, ты же сама говоришь, что когда в садике обучают геометрическим фигурам или какие-либо другие занятия по образцу, то там преследуются другие цели. разве эти цели не надо преследовать? Я стараюсь не учить ребёнка рисовать, но она ведь меня просит!
И рисуйте на уровне дочки, повторюсь за Нюськой. И что, что она просит? Уточните, чего именно она хочет? Попробуйте сказать, что вы сами не знаете, как рисовать то, о чем вас просит дочка (и это действительно так!), но вы можете сделать это совместно. А именно - она будет говорить, куда вы должны двигать руку (влево-вправо, вверх-вниз), какую линию рисовать. А вы - исполнять в точности! Получится рисунок ТОЧНО по задуманному дочкой! Как она и хотела. Но при этом она еще потренировалась в целеполагании и планирровании действий, а также концентрации внимания и пространственном ориентировании!
Отличный метод взаимодействия!
*** там преследуются другие цели. разве эти цели не надо преследовать?
Надо, конечно! Просто мы полагаем ,что в классе Монтессори для подачи ребенку понятий о цвете, размере и соотношении размеров, длине, толщине, весе, ориентации предмета в пространстве (горизонтально-вертикально) и прочим есть соотвествующий материал! И совершенно необязятельно "подвязывать" сюда якобы творчество, которое творчеством не является! (Т.е. здесь лучше использовать даже термин искусство, искусство укак выражение СЕБЯ, как средство общения с самим собой, обращению к себе. Имена из-за этого внутреннего диалога с собой, обращения внутрь себя и ценны занятия рисованием и лепкой сами по себе, а не в приложении к изучению свойств каких-то предметов. Потому что когда мы творим по образцу - "Возьмем два круга, большой и маленький. Большой разместмим по центру листа, и сдвинем чуть вниз. Маленький расположим сверху. Теперь скатаем две трубочки из средних кругов. Приложим к маленькому кружочку сверху. Это зайчик. " - и т.д. - мы творим ПО ЗАКАЗУ. За нас УЖЕ придумали а) что мы делаем б) когда в) как. Надо только ИСПОЛНИТЬ! А самому сочинять - зачем?! Ведь все велосипеды уже придуманы! Кстати, Вы уверены, что точно ВСЕ и невозможно изобрести еще какой-нибудь? (отвечала на блоки не по порядку, поэтому скачки мыслей ;) )
С одной стороны не нужно показывать образец, с другой сама Макарова прекрасно лепила и на уроках сначала лепила то, что её просят, а потом уже дети включались.
Я читала книги Елены Макаровой несколько раз. И ни разу не увидела, чтобы она занималась с детьми в возрасте от 0 до 3 лет. Если я проглядела, дайте плиз сслыку на страницу книги, очень прошу.
Давайте не будем забывать, что Елена Макарова - это талантище того, что сегодня называется арттерапией. А в 80-е годы это название не имело, и никто не учил. Это ее ДАР.
Для меня все то, что Елена Макарова делала на уроках, до конца не осмыслено. Я не являюсь автором ее методики, а значит, могу только постигать умом то, что она постигала сердцем. И у нее тоже были промахи, о чем она честно пишет в книгах.
Вспомните историю про мальчика, который много занятий подряд только и делал, что резал пластилин на пластинки. Много-много пластин. И однажды Елена М. решила, что пора его продвинуть. И положила кусочки пластилина (порезанного мальчиком) друг га друга. Получилась гора.
И мальчик больше не стал делать ВООБЩЕ ничего.
Я почуствовала горечь в описании этого случая.
Ребенку на дели ДОЗРЕТЬ до самостоятельного скачка, до радости открытия. Лишенный этой радости, одного из самых мощных источников удовольствя человеков, он окончательно потерял интерес к саморазвитию - по крайней мере, в работе с пластилином.
Для меня этот эпизод является еще одним подтверждением того, что не надо торопиться давать образцы. Они становятся уместны, когда ребенок САМ осмыслил картину мира с помощью рисунка или пластилина или чего-то еще.
На занятиях по монтессори мы тоже всегда делаем показ, а потом ребёнок повторяет. Всё-таки получается если мы не будем показывать образец, то будем заставлять ребёнка изобретать велосипед. И он будет это делать, вместо того, чтобы получить основу и двигаться дальше опираясь на неё.
Именнно! ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД! Вы когда-нибудь ИЗОБРЕТАЛИ что-то? Ну, например, как достатть завалившийся за стиральную машинку носок так, чтобы не сдвигать машинку?
Нет, я знаю, что в дестве Вы очень много изобретали. И не только доставать носки! Вы совершили множество чудесных открытий. Это делают все дети! Но почему-то мы часто хотим им дать велосипед, сказав: "учись теперь ездить!" А ведь если человек изобретает велосипед сам, ему становятся ясны ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ велосипедов, и научиться кататсья тогда значительно проще!
В ИЗО тоже есть "показ образца"! Только им является не картинка "а вот дерево", а презентация технологии - вот так готовится рабочее место, вот так макают краску (кончик кисти!), вот так полощут кисточку, вот так убирают...
В группе 3-6 многие дети НЕ ЗНАЮТ, как это делается! Не знают! Зато знают, что "рисовать я не умею", потому что уже увидели "как надо".
Единственное считаю, что не нужно ругать за неудачный результат, т.к. неизвестно какой результат на самом деле удачный.
Хвалить за "удачный" результат тоже нет необходимости ;))) иначе мы все равно подсаживаем на оценку. Этого не нужно делать в этом возрасте, особенно по отношению к творчеству ребенка.