Нина Пикулева - "уговорушки"

Нина Пикулева: "Я одна на миллион"

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мне кажется, детские писатели и поэты - это очень добрые люди, сказочники. Вот и Нина Пикулева, чьи стихи, потешки и загадки уже неоднократно переиздавались, похожа на добрую фею. Кажется, взмахнет сейчас волшебной палочкой - и тут же начнут происходить чудеса. И они действительно происходят. Главное из них - стишки и загадки для самых маленьких...

 

А началось все очень давно. С 16 лет Нина Пикулева стала писать стихи. Конечно, это были "взрослые" произведения - про любовь, про жизнь. В то время она представляла свои творения на суд Ефима Ховива - руководителя литературного объединения ЧТЗ.

- И именно Ефим Григорьевич сказал, что стихи мои слишком ясные и простые, - вспоминает Нина Пикулева. - А во "взрослой" поэзии это скорее недостаток, чем достоинство. "Вот только у тебя появится ребенок, как стихи сами польются", - говорил мне Ховив. А я тогда думала: какой еще ребенок! В шестнадцать ведь мысли все только о романтике, любви, но уж никак не о детях. И в 23 года, когда у меня дочь Марина родилась, я даже не знала, что ей сказать, как разговаривать. Переживала: я же ее люблю, могу прижаться, баюкать, обнять - и молчу! Что я за мать такая? Года четыре зрела, а потом начала сочинять прибаутки, потешки, загадки. Очень в этом помог мне детский сад, Марина там сильно уставала, капризничала по дороге домой. И тогда я решила "схитрить": на каждую нашу встречу придумывала загадки. Важно, чтобы они были легкие и понятные: про окружающие ее предметы, состояли из минимального количества слов. Например: "Сел на жар, из носа пар (чайник)"; "Всех кормит, а сама не ест (ложка)"; "Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)". Я их так и называла: загадки на дорожку. Надо сказать, это сочинительство и для меня настоящим счастьем стало, отдушиной. Я ведь тогда работала конструктором на ЧТЗ, где никакой поэзии не было. Окончила политехнический институт, потому что родители в меня как в человека, который может уйти в литературу, не верили. Говорили: приобрети, мол, сначала земную специальность, профессию, а потом уже свои возможности реализуй.

- Но ведь можно было поступить на филологический...

- В отместку родителям хотела выбрать такой институт, чтобы сразу почувствовали, что это "не мое". Тогда я еще не умела приводить аргументы в защиту своего выбора, приходилось доказывать поступками. Решила: выберу специальность - никто выговорить не сможет, и поймут меня тогда. Поступила на автотракторный факультет, на кафедру "Двигатели внутреннего сгорания". Думаю: что это за гадость такая?! А родители говорят: "Вот и молодец - будешь инженером на ЧТЗ".

- Как же вы вернулись к детской литературе?

- К этому подтолкнуло рождение ребенка. Именно тогда вспомнила "предсказание" Ефима Ховива. Марина росла, я стала загадки посложней придумывать, скороговорки: нужно было проговаривать слова, обогащать словарный запас, развивать ребенка. В то же время обращалась к возрасту помладше. Между прочим, чем дети меньше, тем труднее для них написать. Очень просто скатиться в примитивизм, смотреть на ребенка и говорить: "Это ручка, это ножка". И в то же время совсем высоко забираться нельзя. Некоторые родители от незнания или непонимания того, что можно почитать ребенку, обращаются к Пушкину. И считают: раз малыш слушает, это нормально. А ведь Александр Сергеевич для детей-то не писал, у него даже все сказки для взрослых: там столько моментов, о которых ребенку еще и не надо, и сложно знать.

- Воспитывать ребенка на Пушкине не так уж хорошо?

- Малышу просто нужны стихи "по возрасту". И еще они должны быть игровыми. Написать такое - очень интересная задача, которую я и ставила перед собой. Для самых маленьких придумывают пестушки (это первые стихи с прикосновением к малышу), потом уже идет потешка ("потешать": у маленького появляется умишко, который нужно развивать). А прибаутка - это первая история, рассказанная ребенку, когда у него уже появился первый жизненный опыт. Ласковые слова ребенку родители сами могут сказать, а в чем же тогда задача поэта? Именно поэтому мне захотелось придумать слова, которые бы приукрашивали быт и приподнимали настроение самого родителя. Чтобы от пестушки легкость появлялась, желание жить, любить.

- А как к вам отнеслись профессионалы?

- Как выяснилось, далеко не все писатели могут оценить литературу для самых маленьких. Для некоторых это совершенно несуществующая сфера. Когда я впервые пришла в Союз писателей, чтобы получить рецензию, литконсультант не мог понять, как к этому относиться, в чем честно и признался. И моя рукопись зависла. Неизвестно, как бы сложилась моя писательская жизнь дальше, если бы в 1986 году Союз писателей не провел всероссийский семинар молодых авторов. Руководителем был Анатолий Алексин, мою, дошкольную секцию вел детский поэт Анатолий Кушак. И они нам стали говорить о том, что нужно спасать детскую литературу и начинать писать для самых маленьких - четырехлетних. Они даже не подозревали, что существует целый мир и до этого возраста! Узнав же, что я пишу для двухмесячных, и увидев мои пестушки и потешки, писатели просто обомлели. И назвали меня открытием семинара.

- И все изменилось у вас?

- Вскоре в издательстве "Малыш" вышла моя первая книжка "В гостях у бабушки". Она заняла третье место на конкурсе Госкомиздата - это был действительно успех. В то время только в издательстве "Малыш" ежегодно выходило по 300 книжек, а сколько еще в "Детской литературе", в других издательствах было! И у меня вышла вторая книжка - "Играй-городок", в Южно-Уральском книжном издательстве. До сих пор помню ощущение счастья, которое я тогда испытала. Даже спать не могла от радости. Закрываю глаза, а они у меня как будто внутри открыты. И после стали меня печатать. Даже в Киеве полумиллионным тиражом мой сборник вышел! Сейчас общий тираж всех моих выпущенных книг составляет два миллиона. И это, не считая стихов в коллективных сборниках. Очень приятно было узнать, что уже попала в хрестоматию для дошкольников и в антологию детской поэзии за два века "Золотая птица". Напечатали там всего одну маленькую колыбельную, но когда в принципе отбора лежит лучшее за два века, это признание греет!

- Вас часто печатают в сборниках?

- Оказывается, да! Но иногда я об этом даже и не знаю. Так я обнаружила совершенно случайно свои стихи, даже с указанием фамилии, в сборниках, которые вышли в Йошкар-Оле. Я любитель книг и часто посещаю ярмарки. Последнее время у меня даже некий азарт появился: находить свои стихи и потешки в чужих книжках. Только за полгода я одиннадцать таких сборников нашла! Потом списываюсь с этими издательствами, но они очень часто не отвечают. Хотя порой бывают и приятные исключения. Присмотрела в подарок дочери книжку "Энциклопедия молодой семьи" Харьковского книжного издательства. С удивлением обнаружила в ней и свою потягушку, названную "народной". Я написала, выслала список литературы, где они могут действительно убедиться, что автор - я. Мне позвонил директор издательства, извинился. И в качестве компенсации выслал несколько экземпляров этой энциклопедии.

- Вам не говорят, что детский поэт - это несолидно?

- Конечно, бывает такое отношение. Но сама я рада, что пишу для детей, веду для них литературную студию. На одном из занятий мы, кстати, рассуждали: в миллионном Челябинске несколько тысяч врачей, учителей, а поэтов всего сорок. И из них лишь единицы пишут для детей - Ася Горская, Кирилл Шишов, Аркадий Борченко и я. Причем они еще и для взрослых пишут, и статьи в газеты. Одна я пишу для самых маленьких. Так что можно сказать, что я одна на миллион.

 

Людмила БАТАЛОВА
Уральский Курьер, 26 января 2001 года 

© Максимовы Иван и Аида 2004 - 2017.

Перепечатка писем из форумов запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих писем. Перепечатка материалов из всех разделов сайта запрещена без письменного согласия Максимовой А.Т. и авторов. Все права защищены. Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам