О семинаре про детскую агрессию
По вечерам рекомендуется играть с детьми в игры-бодалки, кидаться подушками (мы играем в "снежки" комочками из свежеснятых с веревки папиных носков ), изображать, как охотится какой-нибудь зверь (крадётся-крадётся, потом прыгает, потом снова крадётся), или "прогулка по лесу" - шли по дорожке, вдруг лужа, перепрыгивает и т.п.При общении надо использовать "Я-сообщения", говорить о своих чувствах к поступку, проговаривать, что чувствует другой.
Меня попросили рассказать про семинар о детской агрессивности. Рассказываю, что запомнилось Кто был, исправьте, если что, и дополните.
Надо отличать агрессивное поведение от ассертивного.
Агрессивное поведение - вызвано намерением причинить боль, установить господство.
Ассертивное поведение - для защиты своих прав, себя.
Оказывается, наши козяффки вовсе не такие агрессоры, как казалось, у них чаще ассертивное поведение наблюдается
Агрессия может быть направлена вовне (на человека, предметы, животных) и внутрь (возникают аутоиммунные заболевания).
Мотивация агрессии:
- привлечение внимания, потому что по-другому не умеет;
- для достижения цели;
- получение удовольствия от того, что унизил, растоптал, побил.
Третий вариант встречается редко и лучше обращаться к психиатру.
Причинами агрессии бывают:
- реакция на фрустрацию;
Екатерина Александровна продемонстрировала нам это так: взяла пластиковый стаканчик и предложила представить себе долгожданный летний отдых - на пляже, у берега моря, тёплые лучи солнышка и т.д. - и положить всё это в стаканчик. А потом резко смяла его в руках.
Формула обиды: Обида = Идеальное / Реальное
- мгновенный выплеск напряжения;
- инстинктивное поведение;
- поведение в результате научения.
По вечерам рекомендуется играть с детьми в игры-бодалки, кидаться подушками (мы играем в "снежки" комочками из свежеснятых с веревки папиных носков ), изображать, как охотится какой-нибудь зверь (крадётся-крадётся, потом прыгает, потом снова крадётся), или "прогулка по лесу" - шли по дорожке, вдруг лужа, перепрыгивает и т.п.
При общении надо использовать "Я-сообщения", говорить о своих чувствах к поступку, проговаривать, что чувствует другой.
В общем, семинар мне понравился, интересный. И место проведения отличное - дети в игровой отрывались, а мамы с психологом общались. Без детей мне приехать было бы гораздо сложнее.
Лично не не хватило некоторых конкретных советов, как быть с двумя драчунами. Рекомендуемое растаскивание по разных комнатам нам не помогает. Так что с нетерпением жду семинара на тему "Если в семье не один ребенок".
А ещё Екатерина Александровна рассказывала нам сказку Сегодня я рассказывала и показывала её Артёму (нам очень подошел для этой цели игровой коврик, который я когда-то давно сшила), при его активном содействии, вот что получилось в результате из того, что я запомнила, и того, что добавлял Тёма:
В некотором царстве, некотором государстве жил-был король Артемис (по идее, его должны были звать Сознание, но Артём категорически был против такого имени ). У него было много подданных, которые часто приходили к нему в гости. (Персонажей дорисовывали по ходу сказки, цвет и форму выбирал Артём)
Когда к королю приходила Радость, король ... (ребенок продолжает предложение, н-р: улыбался, прыгал от радости и т.д.)
Когда к королю приходила Грусть, король ...
Когда к королю приходила Доброта, король ...
Когда к королю приходила Обида, король ...
Когда к королю приходила Злость, король ...
И вот однажды Обида обиделась, что король не так часто зовёт её в гости, как Радость и Смех, она договорилась со Злостью и Страхом и они вместе напали на короля. Поймали его и заперли в темнице (в коврике очень удачно подвернулась "норка", которую мы быстренько переименовали в темницу ). Королю было там страшно и обидно, а еще он злился.
Решили Обида, Злость и Страх сами править царством. Но Обида была слишком тощей и корона с нее сваливалась, Страх слишком сильно дрожал, корона с него тоже падала, а Злость злилась, что что-то находится у нее на голове. Начали они ссориться между собой. И стало в царстве очень-очень печально.
Тогда Доброта и Радость пошли искать короля. Они заглянули под каждое дерево и кустик, обнаружили его в темнице и открыли замок. А потом все втроем пошли за помощью к Любви. "Что же вы раньше не приходили?" - удивилась Любовь и дала королю попить воды из волшебного стаканчика: "Но можно выпить только ровно 3 глотка!"
Король выпил 3 глотка воды и сразу стал сильнее, и смог победить Обиду, Злость и Страх. Созвал король суд и стал спрашивать подданных, что же теперь делать с преступниками? Казнить или миловать? Одни кричали: "Казнить!", другие: "Миловать!" Но король-то выпил волшебной воды и был добрым. И он сказал: "Я не буду вас казнить, но теперь вы будете мне служить. Ты, Страх, иди охраняй границу нашего царства. Если на нас кто-нибудь нападёт, ты первый его напугаешь. Ты, Злость, охраняй царство с другой стороны - если кто-нибудь нападёт, ты разозлишься и так стукнешь врагов, что они надолго забудут к нам дорогу. А ты, Обида, будешь ездить на паровозе, всех катать, а если кому-то станет обидно, страшно или кто сильно разозлится, наливать воду в волшебный стаканчик и угощать всех".
И жили все долго и счастливо.
Будем практиковать волшебные стаканчики, посмотрим, что получится. Алиска-то пока сказками не проникается, боюсь, на нее волшебство не подействует Хотя волшебных стаканчиков у нас целых три - пока делали один, дети еще два разрисовали, чтоб у каждого был свой
Марина