Хочу немного пролить свет на корни проблем, связанных с нежеланием школ брать детей на СО и возникающей при этом путаницей.
Из одного обсуждения в блогах "Директора школы":
http://www.direktor.ru/blog.htm?id=576 "Максименко Павел Юрьевич
научный руководитель, Общественное объединение Образовательный Клуб "Эврика"
Общественная палата и семейное образование Довелось мне нынче быть в общественной палате на круглом столе по проблемам семейного образования.
Ощущения - удручающие! По сути все говорили о том, как наиболее эффективно решать государственные образовательные задачи силами семьи. Безусловно, каждый волен придумать себе сам свои проблемы и решат их, но на мой, конечно же неправильный взгляд, сводить семейное образование к более эффективному освоению государственных программ - это абсурд!
На мой взгляд, прежде чем говорить об инструментарии, о формах, нужно ответить на вопросы о содержании. как я понял, у подавляющего большинства выступающих вопрос о содержании образования их детей решён: это государственная образовательная парадигма. Их право - но мне явно с ними не по пути. И уж тем более у меня не стоит задача решения госзадач силами семьи.
Апогеем абсудра, на мой взгляд, был рассказ о ШКОЛЕ, в которой эффективно и позитивно решаются проблемы семейного образования. Мне - смешно! Либо школа - и тогда мы говорим о школе, либо семейное образование - и тогда, простите уж, при чём здесь школа? Максимум, что нужно в моём понимании от школы - не замечать моего присутствия вообще.
Семейное образование, в моём понимании, это прежде всего принципиально ИНОЕ образование, а не более эффективное государственное.
Как пример парадокса - обсуждается вопрос о том, что школа не выплачивает, или выплачивает не полностью компенсацию НПФ семьям. На мой взгляд нужно просто исключить школу как посредника - и НПФ семья должна получать напрямую из бюджета, а не через посредника, который мечтает откусить кусок.
А так... ну что, люди как-то решают свои проблемы, многих мне искренее жаль... им многое приходится пережить. Но как-то это о другом всё...
"
Ответы: Добрый день коллеги. Интересно читать ваши комментарии, хочу присоединиться. Я директор общеобразовательной школы, где эта проблема есть. Думаю, что журнал ДШ должен рассмотреть этот вопрос с позиции директора. Попробую проблему обозначить в форме вопроса. Зачем директору эта головная боль: договор с родителями, контроль за учёбой, промежуточная аттестация, оплата семье, ответственность за всё? Обосную. Директору комфортней когда ничего этого нет. Сегодня на федеральном уровне нет нормативных актов на тему семейного образования. Всё передано в регионы. В нашем регионе их тоже нет. Но закон гарантирует родителям саму возможность, и ещё возможность получать за это деньги. Государство гарантирует, передаёт полномочия по обеспечению гарантий на регион, регион в отсутствии средств не принимает никаких нормативных актов для обеспечения гарантий, а школа должна всё это разрулить. Абсурд. Не знаю, как в других регионах, но в нашем на региональном и муниципальном уровне установлены требования для школ обеспечить контроль за учётом детей, посещающих/непосещающих школы. Контролируют все, в том числе и прокуратура. Родители, при переводе ребёнка в другую школу вынуждены брать справки о приеме в другое образовательное учреждение. Учителя, замы, директора пишут отчёты о посещаемости. КДН требует, ОДН требует, Управление образования требует, прокурор требует. Зачем всё это, если родитель может написать заявление об отчислении из школы ребёнка на основании перевода его на семейное образование в форме самообразования. Емеет право. Невозможно отказать. Зачем школе эта головная боль?
Чикишев Александр Анатольевич 22.04.2013 в 10:09 Спасибо, Александр Анатольевич! на мой взгляд, решение простое - убрать школу как посредника. Если родитель переводит на семейное, то школа, как институт, должны выйти из игры.
Максименко Павел Юрьевич 22.04.2013 в 15:44 Совершенно верно, Павел Юрьевич. Но это уже следует из закона Об образовании (см. статья 10 и статья 52, пункт 4. Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) 4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
Чикишев Александр Анатольевич 23.04.2013 в 12:04 У родителей право есть, контроль со стороны государства тоже присутствует... однако в очередь семьями не стоят на реализацию семейного образования... Думаю, это хлопотно как школе, так и семье.. Дорого и непрофенссионально. Люди стремятся, находясь на домашнем обучении, вернутся в школу, к общению... С точки зрения школы, держаться за учащихся, которые желают получить семейное образование, не имеет смысла. Хотят - пусть учатся дома, лишь бы проблем не прибавляли.
Беляева Ирина Викторовна 23.04.2013 в 23:03 Право родителей прописано федеральным законом, а контроль государства региональными нормативными актами. Конкретный пример. Родитель пишет заявление: "Прошу отчислить из школы моего сына всвязи с тем, что он переходит на семейную форму обучения". Далее ссылки на закон и никаких справок - принципиально. У меня есть такой реальный случай. Как ответить? Отказать - нарушишь федеральный закон, не отказать - указания учредителя, местные нормативные акты... Иногда указание учредителя более значимы, чем федеральный закон. Вероятно, это делается не в интересах детей, а против директора. Зачем собирать справки от других учреждений о продолжении обучения, если можно проще, ну, а потом, когда отчислили, можно и в другую школу, а можно в никуда. Даже один принципиальный родитель создаст проблему директору. Хорошо, когда это единичный случай. Если говорить о деньгах, то в условиях нормативного финансирования, при отсутствии в нормативах этих параметров, миссия вообще невыполнима (с точки зрения школы). Поэтому семейное образование, это проблема не школьная, а региона. Не принимая нормативные акты, регион "сваливает" проблему на образовательное учреждение (сознательно?) - не правильно это.
Чикишев Александр Анатольевич 24.04.2013 в 04:05 В том-то и дело, Александр Анатольевич, что заявление звучит иначе - не "прошу отчислить для перевода на семейное", а "прошу перевести на семейное", то есть ребёнок даже остаётся в списках класса и в журнале. По сути сегодняшняя нормативная база лишь позволяет семье взвалить на себя функцию школы, но не отказаться от школы.
Максименко Павел Юрьевич 24.04.2013 в 15:06 Павел Юрьевич, Вы меня не поняли. Дело в том, что родители пишут заявление именно так, как я написал: "прошу отчислить..." Для них это принципиально, они не хотят быть в списке школы, класса, настаивают на отчислении в никуда, ссылаясь на статью 10 и 52. Родители не хотят, чтобы кто-то контролировал посещаемость, успеваемость и т.д. Они хотят учить детей вне школы, сами, а ГИА и ЕГЭ не против пройти в любой аккредитованной школе. Считаю, что у них есть такое право, определённое федеральным законодательством. Я, как директор школы, не против, пусть учатся сами и сами за всё отвечают. Для меня и для родителей всё понятно из закона. А как мэр должен контролировать ситуацию? Ограничить права родителей, определённых федеральным законом он тоже не может. Но родитель обращается не к мэру, а к директору, и директору надо принимать решение и, при этом, "не проколоться" перед прокуратурой, мэром (читай учредителем, работодателем). Попробуйте сформулировать отказ на законных основаниях.
Чикишев Александр Анатольевич 26.04.2013 в 07:29 Да, прошу прощения - не понял! С Вами согласен, но есть вопрос - а почему вопрос образования моего ребёнка должен контролировать мэр? Контролировать, на мой взгляд, нужно не выполнение, а нарушение. Если есть факт того, что я, как родитель, нарушаю права ребёнка - извольте! Ловите, наказывайте, принимайте меры! Вы не можете законно отказать родителю в отчислении его ребёнка из школы по его заявлению.
Максименко Павел Юрьевич 27.04.2013 в 19:15 Мэр контролирует потому, что его полномочия - учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях… Как может, так и контролирует. Он ещё и учредитель муниципальных школ. Через школы проще контролировать. А школы, в данном случае, ведя учёт выполняют не закон, а распоряжение учредителя. И из этой схемы как раз и выпадает семейное образование и самообразование по программам общего образования. Но надо ещё посмотреть в будущее. Новый закон «Об образовании в РФ», по вопросам формы получения образования и формы обучения по сути, ничего не меняет (статьи 17, 34, 44, 63). Насторожило одно: Статья 34: «Обучающимся предоставляются академические права на… выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет». Т.е. надо полагать, что до получения основного образования таких прав у обучающихся нет. Но ведь всё остальное говорит об обратном, и особенно убедительно в статье 63: «Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. По-моему здесь явное противоречие.
Чикишев Александр Анатольевич 29.04.2013 в 11:43