swetok
|
|
« Ответ #27 : 25 Октября , 2007, 13:46:10 » |
|
СПОКОЙСТВИЕ! КАК НАУЧИТЬ КРОХУ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРИСТУПАМИ ГНЕВА? ПРОСТО ПОИГРАЙТЕ СНИМ!
(статья была напчатана в журнале «Мой ребёнок» за 2002, 3 или 4 год :) Обложка не сохранилась) Автор: Елена Кирьянова, психолог школы «Лицей» при Российском новом университете
Татьяна и Людмила неожиданно встретились на улице. Было видно, что они обрадовались встерче, и между ними завязался оживлённый разговор. Однако вскоре он был прерван детскими криками, раздавшимися из находившейся рядом песочницы. Обе женщины посмотрели в сторону резкого звука и стали свидетельницами того, как разъярённый малыш, не получивший желаемого, выплёскивал свой гнев на окружающих. Сначала он закричал, потом затопал ногами ,а в заключение стал кидать пригоршни песка в обидчика. «Вот и мой Андрюшка так же вопит, когда злится. Он выплёскивает свои отрицательные эмоции. По-моему, это хорошо для малыша – выпустить пар. Хотя песком кидаться совсем не обязательно, вдруг в глаза попадёт.» - оценила ситуацию Татьяна. «А, по-моему, гнев вреден для здоровья, тем более ддля детского » - не согласилась Людмила. Кто же из подруг прав? Конечно, всплески гнева могут принести малышу временное облегчение и даже помогают в некоторых ситуациях, но есть и другая сторна медали. Частое пребывание в гневе – это проблемы со здоровьем и отдаление от других детей. Ведь малыш, часто впадающий в гнев, воспринимается окружающими как источник опасности. ГЛАВНОЕ – ОСОЗНАНИЕ Маленькие дети не всегда могут описать, что именно происходит у них на душе. Поэтому предложите ребёнку оценить своё эмоциональное состояние. Скажите крохе: «прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было окрасить в определённый цвет, то какой? На какое животное или растение похоже твоё настроение? Если бы ты испытыва радость, то какого цвета она бы была? На какое животное или растение ты был бы похож?» таким образом нужно попросить описать разные состояния, включая негативные (гнев обида…) Нарисуйте контур человека. Теперь пусть ребёнок представить, что он чусвтвует радость. Попросите его заштриховать карандашом то место, где, по его мнению, находится это чувство. Затем попросите малыша представить обиду, гнев, страх, счастье. Для этих эмоций испоьзуйте разные карандаши (для негативных - тёмные). Пусть кроха объяснит, какой частью тела ощущает эти эмоции, что их может вызвать. Чтобы обсудить с крохой способы выражения гнева, попросите ребёнка ответить на вопросы: «Что тебя может разозлить? Как ты себя ведёшь в этом случае? Что чувствуешь в состоянии гнева? Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты? Назови слова, которые говорят люди, когда злятся? А если ты слышишь такие слова?» записывайте всё, что говорит ребёнок, а затем обсудите с малышом, какие из них просто выражают чувства говорящего, а какие из них обвиняют и обижают другого человека. Подчеркните, какие слова можно употреблять, а какие нет.
ДАЁШБ САМООБЛАДАНИЕ1 Чтобы помочь ребёнку справляться с гневом, существуют специальные методики. 1. встаньте рядом с ребёнком перед зеркалом и изобразите разные эмоции, особо обратив его внимание на мимику гневающегося человека. Нарисуйте вместе с ним запрещающий сигнал «стоп!» и договоритесь, что как только он почувствует, что начинает сильно сердиться, сразу достанет этот рисунок и произнесёт слово «стоп» вслух или про себя. Для закрепления этого навыка потренируйтесь в течении нескольких дней использовать эту картинку. 2. чтобы помочь малышу не раздражаясь общаться с другими, поиграйте в игру:возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет. Теперь задача крохи – уговорить вас отдать ему это. Вы можете отдать вещь, когда захотите. Игра состоит из двух частей. В первой части малыш может просить предмет при помощи слов, мимики и жестов. Во второй – только с помощью мимики и жестов. После этого поменяйтес ролями. В эту игру можно играть и парами. Но главное начинается после окончания игры – обсуждение. Пусть малыш поделится впечатлениями+. Отметьте, как было легче просить предмет, какие действия партнёра повлияли на на решение отдать, оцените те чувства, которые испытывали игроки. 3. научите выражать гнев в приемлемой форме. Во-первых, объясние, что обязательно надо проговаривать все ситуации с близкими людьми. Научите его словесным формам выражения гнева «Я расстроен, меня это обидело1». Во-вторых, предложите ему воспользоваться чудо-вещами, побеждающими гнев: - чашкой: в нейё можно покричать в минуты гнева - тазиком или ванной с водой: туда можно с силой швырять резиновые игрушки - листками бумаги: их можно комкать и с силой бросать в мишень на стене - карандашами: ими можно наривовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать изображение - пластилином: из него можно слепить фигурку обидчика, а потом сломать её или переделать в чудовище.
4. есть ещё одно тайное средство – попросить малыша быстро побегать или спеть песенку (только очень громко). Как выразить кипящие чувства? 5. поиграйте с ним в «обзывалки». Бросайте друг другу мяч, при этом называя друг друга необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, цветов) Например, ты – одуванчик! А ты – дыня! Когда, имея навык такой игры в песочнице, он назовёт обидчика «огурцом» (а не….) , вы , несомненно, почувствуете удовлетворение.
ДЕЛАЕМ УПРАЖНЕНИЯ Перед тем, как малыша охватывает гнев, пульс его учащаентся, дыхание изменяется, мышцы напрягаются. Понаблюдайте за ребёнком, и вы скоро заметите, что именно просиходит с ним в эти мгновения. Объясние крохе: когда он начинает чувствовать что-то подобное, он должен воспользоваться «волшебными методами»: -глубоко вдохнуть и максимально задержать дыхание - сделать несколько медленных вдохов - в течении нескольких минут растирать те части тела, где есть напряжение затем попросите представить то, что его обижает, в виде водного потока. Он должен поставить между этим потоком и собой воображаемый зеркальный щит или представить себя абсолютно прозрачным. Проходя через него, зло «не заметит» малыша и не сможет причинить ему вред или отразится от волшебного щита. Кстати, к любому стрессу можно подготовиться заранее. Договоритесь с ребёнком, что в определённый момент, когда он чувствует себя радостно и уверенно, пусть выберет некий жест (щелчок, поднять большой палец, потереть ладошки…). При этом он должен произнести про себя слово «победа» или «удача». Скоро ощущение успеха начнёт у него ассоциироваться с выбранным сигналом.
|