завершу эту тему ссылкой на чудесную книгу Грации Фрешко "Новорожденный с любовью".
http://www.narodnayakniga.ru/project-3.html Автор этой книги – прямая ученица Марии Монтессори. Она живет в Италии в городе Кастелланца в огромном старинном доме с садом, в котором постоянно что-нибудь цветет, и большие желтые лимоны свисают с дерева у самого крыльца. Грация всю свою долгую жизнь посвятила работе с маленькими детьми – новорожденными. Трепетное отношение к детям, глубочайшее уважение к ним, понимание любого движения их внутреннего мира – вот что стало пафосом жизни этой удивительной женщины.
________________________________________________
Предисловие автора к книге:
"Идея этой книги принадлежит моей коллеге и во многом наставнице Аделе Коста Ньёкки. Мы уже давно чувствовали потребность обобщить весь наш опыт, одновременно помогая матерям. В 1960 году Аделе вручила мне записи, сделанные рукой Марии Монтессори и своей, относящиеся к работе с новорожденными. Она просила меня подготовить на их основе работу, своего рода «энциклопедию», которая предлагала бы родителям нужную информацию и вместе с тем была бы памяткой для индивидуального развития их малыша. Если бы Аделе Коста Ньёкки была жива, я вряд ли смогла бы описать на этих страницах её смелую и пионерскую работу в глухой и закостенелой среде нашей жизни. Её творческое отношение к делу оставило глубокий след, который вдохновляет и сегодня работу Центра Монтессори по Рождению в Риме.
«Центр Монтессори по Рождению» в Риме имеет длинный жизненный опыт общения с новорожденными. Сегодня многие ученые из разных областей: психологии, этологии, акушерства признают важность образования человека с первых лет жизни и принимают во внимание психологические нужды детей, начиная с их рождения. Но еще не так давно голос Марии Монтессори звучал одним из немногих в защиту прав новорожденных. «Кто-то должен будет специализироваться в вопросах о том, как принять появляющегося на свет ребенка», - писала она приблизительно в 1930 году, предугадав, сколь рано могут возникать противоречия между взрослыми и детьми.
Одна из трех первых женщин врачей в Италии девятнадцатого века, Монтессори была гениальным и чутким наблюдателем детской жизни. Она обладала редкостной для того времени интуицией, рассматривая ребёнка как личность, во всей ее глубине. Она предупреждала о грубой ошибке, которая допускается при рождении. Избыток гигиенических норм и вместе с тем недостаток психологической защиты – вот что она подразумевала, когда говорила о начальной стадии жизни, периоде, который до нее характеризовал ребенка как «переваривающую трубу». В реальности же мы до сих пор часто видим равнодушие к новорожденному, к тонким знакам его сенсорной и эмоциональной жизни. Он почему-то располагает взрослых к «жесткому обращению» с собой, начиная с купания сразу после родов, советов матери по искусственному вскармливанию, которое считается у нас более удобным, и моментального отрыва от нее сразу после рождения.
Монтессори собрала материалы уникальной важности о неотложном внимании к детям в первые три года жизни, когда в ребенке происходит до-формирование человеческого потенциала. Ее видение детства не ограничивается абстрактными понятиями, она смогла указать четкие созидательные периоды жизни детей, построила последовательный путь жизненного поиска человека от рождения до юности, определила метод работы с детьми и конкретные способы помощи им в жизни. По ее мнению, существуют два необходимых фактора жизни - непрекращающееся самообразование взрослых в отношениях с ребенком и тщательная подготовка окружающей обстановки, везде, где ребенок находится: в родильном зале, дома, в ясельках, больнице, детском саду, школе...
В 1947 году ее перспективная концепция начала претворяться в жизнь через школы Ассистентов Детства Монтессори (Assistenti all’Infanzia Montessori) в Риме и в школе, работу которой она лично наблюдала от самых истоков. Это была частная школа, организованная с огромными трудностями Аделе Коста Ньёкки, - одной из последовательниц Марии Монтессори, еще более, чем она свободомыслящей. Аделе Коста Ньёкки умела чувствовать силу косвенных стимулов, обнаруживающих и поддерживающих скрытые в ребенке таланты. Она умела строить взаимоотношения между людьми, была человеком непрекращающегося энтузиазма и постоянно выдвигала конкретные инициативы, направленные на защиту непризнанных прав детей.
Для осуществления своей программы Аделе Коста Ньёкки нашла нескольких педиатров, которые были готовы оказать ей действенную помощь. Среди них были Джузеппе Виетти (Giuseppe Vitetti), Чезаре Пиньёкко ( Cesare Pignocco), Джоржио Поддине (Giorgio Poddine) и акушеры, такие как, Паоло Унгари (Paolo Ungari). Эти доктора позволили ученицам Марии Монтессори и Аделе Коста Ньёеки пройти практику под их руководством в больницах или в частных акушерских госпиталях, а иногда на дому (в те годы роды на дому были очень распространены). Практика проходила также при Римском Приюте (Провинциальный Институт Ассистентов Детства), в котором после 1950 года с монтессорианским персоналом было открыто отделение, где были достигнуты важные результаты в прекращении фактов регрессии, типичных для детей, выросших в приютах.
Благодаря поддержке этих докторов для первых Ассистентов Детства, получивших диплом в школе Аделе Коста Ньёкки, стало возможным экспериментировать так называемое «кормление по просьбе» - важнейшее начало предоставления «свободного выбора» новорожденному и снятия напряжения в отношениях между матерью и ребенком. Была уничтожена жесткая схема кормления по расписанию и количеству выпитого ребенком молока.
Эти первые пробы Ассистентов открыли конкретные возможности обновления родовспоможения, прав женщин, относящихся к их беременности и родам, и прав детей в первый период их жизни.
Появилась необходимость согласовать как полученный опыт Ассистентов, так и конкретные формы помощи матерям. С этой целью Аделе Коста Ньёкки создала в 1958 году «Центр Монтессори по Рождению».
В письме, написанном Марией Монтессори в 1950 году и обращенном к ней, были предопределены основные задачи Ассистентов Детства: « ...Они начинают свою работу, находясь при беременной матери, чтобы придать ей мужество и просветить посредством практических советов, которые уже начинают применяться в современной жизни. Они успокаивают роженицу во время предварительных упражнений и снимают ее напряжение во время родов и последующего кормления грудью. Они создают заранее подготовленную обстановку, в которой ребенок появится на свет».
В 1968 году родильное отделение состояло из палат с маленьким «боксом», куда имели право входить только родители и персонал. В этой комнатке находились кроватка, ванночка, пеленальный столик, весы и шкафчик с личными вещами ребенка. Комнатка была звуконепроницаема, в ней находилось специальное устройство, сигнализирующее персоналу о малейшей проблеме новорожденного, комната хорошо обогревалась и увлажнялась, содержалась в полутьме и была снабжена лампочками в случае необходимости. Кроватка была расположена так, что мать легко могла следить за ребенком со своей кровати. Ребенок в любом случае оставался как можно ближе к ней. В зависимости от здоровья матери, Ассистентка предлагала ей заниматься ребенком, перешагивая через распространённые принципы ухода, применяемые для удобства клиники.
Каковы были результаты работы, выполненной в единственном в Италии роддоме, где работал специально подготовленный психологически персонал?
Роженицы демонстрировали спокойствие, благодаря теплым личностным отношениям, установленным с Ассистентами. Они были уверены, что их личные проблемы постоянно учитываются.
Елена Джанини Белотти (Elena Gianini Belotti) была руководителем Центра от его основания и лично присутствовала в ходе этого эксперимента: «Матери высоко ценили, что их малыш был принят с деликатностью и любовью и окружен заботой уже в родильном зале и что ему лично уделялось особое внимание. Дети в первый раз прикладывались к груди матери сразу же, как только начинали спонтанно проявлять желание сосать. Ассистент находился в полном распоряжении матери и ребенка в этот важный момент. В то же время он не вмешивался в контакт матери с ребенком и был готов дать совет, воодушевить, поддержать, внушить уверенность. Ребенок оставался у материнской груди столько, сколько хотел, и мать держала его возле себя длительное время. Расписание кормлений было свободным и различалось у каждого ребенка (исключая случаи с детьми недоношенными или с нехваткой веса. Таких, ясно, кормили по расписанию). Ночные интервалы в конце периода пребывания в больнице показывали тенденцию удлиняться к утру (ночное расписание, спонтанно выбранное большей частью новороженных было следующее: в 20:00 - 21:00 – последнее вечернее кормление, 1:30 -2:30 – первое утреннее кормление, которое каждый раз смещалось по направлению ко дню). Малое количество детей хотели есть более 6 раз в сутки - некоторые не более 5 раз. Конечно же, дети были свободны сосать грудь матери в любое время. Было выявлено, что количество выпитого молока (особенно в течение дня) превышало установленную норму в педиатрических таблицах. Вне сомнения, повышенное спокойствие, которое демонстрировали дети (меньше плача, более длительный сон, отсутствие беспокойства и трудности в засыпании), дополняли остальные результаты».
Все участвовавшие в работе больницы матери были подготовлены к родам с помощью метода психопрофилактики и прошли курс занятий по уходу за ребенком. Весь этот предварительный опыт помогал матери быть способной слушать и понимать своего малыша.
Вернемся к ленте времени и вспомним, что в 1960 году Школа Ассистентов Детства Монтессори была переформирована в государственную школу. Центр Монтессори по Рождению Монтессори три года продолжал работать автономно, но в 1963 году по специальному соглашению вошел в ее состав.
Став государственной структурой, школа в некоторой степени потеряла свою открытость. Теперь в нее поступали молодые люди разных культур, от 14 до 17 лет, только что закончившие среднюю школу.
С 1965 года до сегодняшнего дня в разных итальянских городах при высших женских учебных заведениях создаются секции «Ассистентов детства». Юридически они принадлежат римской школе Ассистентов Детства Монтессори. Их целью стало подготовить женский персонал для работы в детских яслях, организованных для самых маленьких детей – от 0 до 3 лет. Возникновение этих школ, к сожалению, никак не отразилось на качестве работы с малышами. Более того, негативно повлияло на понимание женских профессий, связанных с ранним детством. Кстати, акушер, педиатр и неонатолог сегодня считаются обладатели всей власти, которая была взята у тех, кто на самом деле часами работает с детьми: у родителей, социальных работников яслей и медиков педиатрических отделений больниц. Подготовка персонала (несмотря на три года учебы) остается поверхностной и разочаровывающей. Многие понятия откровенно запудриваются, в то время как ребенок в своей физиологической и психической реальности до сих пор глубоко не изучен и универсальная гигиена развития по-прежнему остается не воплощенной в жизнь.
Основным стремлением школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме всегда было и остается достигнуть умения ее учеников наблюдать жизнь детей и устанавливать с ребенком отношения, которые было бы свободны от любого насилия."