Nef
|
|
« Ответ #59 : 23 Марта , 2007, 20:53:53 » |
|
Занятия в клубе Монтессори.
Цель: привести ребенка к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению.
Феномен педагогики Марии Монтессори заключается в вере в природу ребенка и ее значимость в формировании человека. Мы должны исключить авторитарное давление.
Психолого-педагогические средства системы: 1. Впитывающее сознание (Глен Доман). 2. Поляризация внимания. 3. Развитие ребенка от его внутренней потребности, возможности, желаний.
Сензитивные периоды – это периоды особой чувствительности развития к какому-либо навыку, знанию и умению. Сензитивные периоды: 1. Чувство порядка (2-4 года) – в вещах, в поведении взрослого, в действиях. 2. Развитие движений (1-3 года). 3. Мелкая моторика (1,5-4,5 года). 4. Интерес к мелким предметам (1,5-4,5 года). 5. Развитие чувств (2,5-6 лет) – имеется в виду развитие таких чувств как различие тональности, оттенков цвета и пр. 6. Развитие речи ( 0-2,5;3 года). 7. Музыкальное восприятие (2-6 лет) – ритм, тембр, интревалы. 8. Количество и действие с ними (4-6 лет). 9. Интерес к социальным навыкам (2,5-6 лет).
До 3,5 лет формируется письменная речь С 4-4,5 лет – чтение (понятийное)
Существуют правила, по которым дети занимаются в клубе: 1. Ребенок выбирает сам - сколько заниматься, чем заниматься и как заниматься. 2. Мы презентуем или показываем, как желательно использовать материал. Желательно по назначению. 3. Мы не разговариваем между собой (соблюдается тишина, чтобы не отвлекать детей и не мешать сосредоточенности). 4. Материал принадлежит ребенку, который взял его первым. Другого ребенка переключаем на другой материал. 5. Позанимался – убери на место.
Про само занятие: Игрушек очень много. Я бы даже не назвала это игрушками, это действительно материал-занятие. Зал для занятий состоит из двух частей: одна часть – развитие крупной моторики (т.е. различные физические упражнения, горка, кегли, мячи, кольцеброс, модули, по которым можно лазить, лесенка, шведская стенка, скамейка для хождения, маты для кувыркания), другая часть – развитие мелкой моторики, координации, речи, творчества, понимания цвета. Практически со всеми материалами предусмотрено несколько видов манипуляции, которые постепенно предлагаются ребенку, после того, как он усвоил предыдущий вид манипуляции. Материал надо видеть, рассказывать о нем слишком долго, т.к. его очень много. Одно могу сказать, что все очень интересное и даже самой хочется поиграть. Там есть и водные виды игры, и рисование, и лепка пластилином, различные спец. материалы с маркировкой Монтесори, работа с формой, геом. телами, бусинки, замочки, пуговицы, монетки, различные животные по видам, мебель в миниатюре, в общем всего не перечислишь.
Само занятие начинается с орг. момента, где дети с мамами поют приветственную песенку, потом еще играют с палочками под стишок, затем идет большая часть занятия, где ребенок сам выбирает, когда и чем ему заняться (физическими упражнениями или развивающими), за 10 минут до конца занятия следует музыкальная пауза, где детям раздаются музыкальные инструменты (в основном деревянные, там многие вещи деревянные, т.к. дерево очень хороший материал для тактильного ощущения), и под музыку в ритм играют с мамами оркестром. Затем еще следуют некоторые стишки с изображением, т.е. например стишок про Зоопарк, и дети с мамами изображают животных. И на последок, песенка-прощание. После этого у ребенка должна сформироваться привычка, что после песенки-прощания нужно идти домой.
Надо отметить, что мы занимаемся в зале для детей от 1 до 3 лет. А есть еще зал для детей от 3 до 6, там я не была. Но там, говорят, тоже очень классно, и там детям даются уже конкретные знания.
Правила эффективной работы с ребенком в группе «Я + мама»
1. Наблюдайте за ребенком. Только внимательное наблюдение поможет вам определить дальнейшую необходимую помощь в его развитии.
2. Ваше видение мира – это только ваше. Его видение мира – только его. Ваши желания и интересы, скорее всего не будут совпадать с желаниями и интересами ребенка. Поэтому совершенно бесполезно пытаться учить его, основываясь только на вашем желании. Эффект обучения будет минимальный.
3. Только учась самостоятельно решать проблемы, ребенок учится учиться и преодолевать сопротивление этого мира. Наблюдайте за тем, как ребенок пытается решить задачу, найти выход из ситуации, получайте от этого удовольствие. Ведь так ребенок учится эффективно. Когда у вас возникает желание броситься на помощь ребенку, всегда задайте себе вопрос: «Эта ситуация действительно такова, что он не справится сам?» Учите себя и ребенка задавать вопрос: «Тебе нужна моя помощь?»
4. Ошибки – это правильно. Отвыкайте от привычки смотреть не ошибку, как на нечто, что требует порицания, несогласия, что вызывает негативные эмоции и страх. Только, совершая ошибки, мы набираемся опыта, только, набираясь опыта, мы учимся преодолевать ошибки и развиваемся. Поэтому ошибки – это учеба. 5. Мы не прерываем работу и не вмешиваемся, когда видим, что ребенок делает неправильно на ваш взгляд. Это его опыт! Это его путь познания! Это его открытия! Не мешайте ребенку делать открытия самому!
6. Мы не говорим «Ты сделал неправильно», « Не так». Негативная оценка приведет к боязни действовать, боязни ошибиться, к неверию в свои силы. Научите ребенка увидеть ошибку с помощью материалов или сами, покажите еще раз, как можно сделать. И поддержите. Поддержка – это и слова: «Ты можешь; у тебя получится; мне нравится твоя работа; мне нравится смотреть, как ты справляешься; вот как интересно ты делаешь....». Это и поддерживающий взгляд, добрый, подбадривающий. Это и прикосновения, дающие понять, «все хорошо, тебя любят, что бы ты ни делал».
7. На слух дети воспринимают только 10-15 % информации (и не только дети). Надо, конечно, говорить с ребенком, но осознанно - учитесь давать себе отчет в том когда, в какой ситуации, о чем вы говорите, как и сколько. Словесный поток, обращенный к нему, ребенок может не воспринимать. У вас же создается впечатление, что вы очень полезную информацию дали своему чаду, что он ею овладел. Потом возникает удивление и раздражение почему он не знает что-то, я ведь ему сто раз говорила.
8. Для детей этого возраста очень важен порядок. Порядок вещей, ритма жизни, требований взрослых и т.п. Поэтому: 1) что бы вы или ваш ребенок не взяли, это должно быть возвращено на место; 2) прийти на занятие вовремя - значит, дать пример ребенку сохранения порядка; 3) порядок в требованиях и правилах поможет ребенку выработать социальные нормы, упростит его и вашу жизнь (если мы ставим на место обувь, то ставим и сегодня и завтра; если мы не замахиваемся на людей рукой, то не делаем это ни дома, ни в обществе...). Это касается и единства в требованиях взрослых.
9. Ваша вера в ребенка передается ему и явно, и исподволь. Никогда не обсуждайте (в негативе) в присутствии ребенка проблемы его поведения, его ошибки или неудачи, ваши переживания по поводу его развития. Ваша тревожность порождает тревожность и неуверенность в ребенке. Ваш оптимизм создает базу для обретения ребенком уверенности в своих силах, умения быть счастливым.
10. Не сравнивайте детей друг с другом. Природа дала каждому свое, все мы такие разные и неповторимые! Сравнивать бессмысленно. Не стремитесь соответствовать какому–то образцу, продиктованной кем-то норме интеллектуального развития. Это – тупик для развития человека.
Занятия проводятся в пн., ср., пт. – 10-11, 11-12, 18-19; сб. – 10-11, 11-12.
С собой нужно иметь справку о неконтактности (взять можно у педиатра без ребенка), сменную одежду (т.к. ребенок может облиться при игре с водой).
Руководитель и директор клуба: Ольга Юрьевна (254-41-00, 89127980167) На занятие нужно записываться заранее, т.к. в группе должно быть не более 5 человек, руководитель смотрит по спискам. В общем, кратенько, вот так.
|