Детский Челябинск. Дети74 - активный форум родителей о детях!

Развивай-ка => Советы великих педагогов => Тема начата: swetok от 18 Февраля , 2013, 09:53:59



Название: Давайте победим страх вместе!
Отправлено: swetok от 18 Февраля , 2013, 09:53:59
Предлагаю здесь делиться способами преодоления детских страхов.

15 февраля мы с вами пережили огромный стресс, отголоски которого ещё долго будут отражаться в детских и взрослых душах. Даже взрослому человеку трудно справиться с сильным страхом, который все мы испытали.

Мы хотим поделиться с вами информацией, как справиться со страхом вместе с ребенком, как помочь ему возвратить утраченное душевное равновесие и безмятежность.


Как родителям помочь ребенку справиться со страхами?

 Пожалуй, ни в каком другом случае непонимание переживаний ребенка не выступает так зримо, как при детских страхах.

 Думается, что взрослые не осознают до конца, как мучителен страх детей. В сумерках, во мраке фантазия ребенка превращает занавеси в двигающиеся призраки, наделяет предметы сверхъестественными возможностями, одухотворяет их. Оживают все самые страшные пережитые воспоминания...Ребенок не критичен к страху. Разум его пока плохой советчик. Возникший страх стремительно нарастает, и ребенок цепенеет, пассивно страдая, или впадает в двигательную бурю и бьется о запертую дверь.

 Мы все , взрослые и дети, пережили 15 февраля страшные события. Но мы в силах преодолеть все преграды и помочь своим детям.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка возникла фобия?

 1. Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

 2. Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

 3. Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

 4. Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

 5. Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

 6. Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

 7. Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

 Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать.» Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.

В проблеме детских страхов важны три момента:

Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью! И в урочный час реальной опасности ребенок испытывает не только страх перед этим событием, но и все те эмоции, которые внушили ему родители. Итог -тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

  Еще немного - и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожно-мнительное развитие личности. За всем этим - страх смерти.

Во-вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом. Объясните ребенку свои чувства: вы тоже испугались и это нормально, не каждый день в небе раздаются вспышки и взрывы. Объясните природу опасности. Уверенно, смотря прямо в глаза убедите, что все вместе, семьей, мы справимся со всеми трудностями и никогда не допустим повторения.

В-третьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

 Так случилось, что наши дети 15 февраля оказались не вместе со своими близкими. Ваша задача- объяснить, что они при этом не были одиноки. Вместе с ними были заботливые воспитатели.

Что делать?!

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой.

 Поскольку за всеми страхами ребенка неосознаваемый или осознаваемый страх смерти, то и преодоление страхов - воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося к этому отважно. Ребенок не должен видеть непосильное для него: неблагоприятный финал болезни, тяжелые происшествия, смерть и похороны. Об этом не говорят при ребенке. Взрослое - взрослому, детям - детское. Но если уж такое произошло - объясните все спокойно ребенку и дайте почувствовать, что он не одинок, что он защищен своими близкими.

 Если страх уже мучает ребенка, его изживают раскрытием в рисунке и игре того, что породило страх. Страхи, как и все, что волнует ребенка, находят отражение в его рисунках. В них он достигает желаемого, но и борется со страхами. Он интуитивно прибегает к творчеству, пытаясь изжить страх. Ребенок рисует "страшного человека", чудищ, бабу-ягу, лешего, но он рисует их или смешными, или себя рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И объекты страха теряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под напором воды, которой он, ребенок, в каске пожарника, заливает пламя. Лес населяется добрыми животными и людьми, в нем тропинка, а на тропинке мама и папа. И лес уже не страшен. Испытывающий страх ребенок в рисунках значительно эффектнее, чем при объяснениях, образно постигает "что это?", "откуда?", "почему?" и "что будет?" В рисунке он создал пожар и погасил его. Что? Пожар. Почему? Неосторожное обращение с огнем, удар молнии. Что будет? Не надо бояться, надо гасить.

Игра - лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка) с ружьем. И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть
  волком, бабой-ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

 Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом, становится более ориентированным, т.е. обогащается его ум. Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству.

 Вместе мы забудем все страхи. Здоровья вам и вашим детям!

Материал взят отсюда:
 http://samsebevolshebnik.blogspot.ru/
 http://detochka.ru/articles/detail.php?ID=3096


Название: Re: Давайте победим страх вместе!
Отправлено: Manticora от 18 Февраля , 2013, 10:01:13
swetok, полезно, спасибо!


Название: Re: Давайте победим страх вместе!
Отправлено: chell от 04 Марта , 2013, 16:14:30
спасибо! никогда теперь не буду пугать дядей-когда капризы на улице.очень познавательно.


Название: Re: Давайте победим страх вместе!
Отправлено: alst от 04 Марта , 2013, 23:15:19
+


Название: Re: Давайте победим страх вместе!
Отправлено: T.O. от 04 Марта , 2013, 23:31:18
У кого-то есть опыт,как исправить боязнь темноты?Это как-то не сильно выраженный страх,в некоторых случаях,заигравшись,ребенок может побежать и в темную кухню.Но чаще стоит и не идет-боюсь темноты,мне страшно...Ребенку 3.5 года,боится где-то с полгода.Мы,родители,ничем вроде не пугаем и стрессов особо не были...Могла,конечно,бабушка что-то рассказать,историю из жизни,бывают у нее такие истории,что хоть стой хоть падай...