Продолжаем разговор о грамотности.
Предлагаю вашему вниманию рассуждения Рустама Курбатова, директора частного лицея "Ковчег XXI".
http://rustam-kurbatov.livejournal.com/134805.html ______________________________________________________________
Писать как пишется
May. 28th, 2013 at 10:00 PM
Итак, ребенок пишет: что хочет, когда хочет, сколько хочет. Письмо превращается из образовательной повинности в дело приятное и радостное. И это не просто переписывание упражнений, а выражение мысли.
Но… Можно ли писать свободные тексты и в итоге стать грамотным человеком? Школа знает одну дорогу к грамотности – через правила и исключения. Есть ли другие пути?
Что такое «правило» в языке? Описание некоторой закономерности – необходимое в общении филологов друг с другом. Часто это описание бывает столь сложным, что его не может понять даже взрослый человек.
Почему надо писать «о борьбе» с мягким знаком? «В середине слова буква «ь» пишется … между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким».
Вы еще удивляетесь безграмотности наших детей?
Мы пишем «о борьбе», потому что мы просто «привыкли» к правильному написанию: видели сотни раз это слово и десятки раз писали его своей рукой.
Хорошо писать можно не зная правил (или почти не зная их). Так же, как можно хорошо говорить, не зная, как образуются звуки в гортани. Кататься на велосипеде, не зная законов динамики и формулы равноускоренного движения. Или говорить по телефону, не понимая устройства этого аппарата.
Писать по правилам невозможно. Для этого надо в голове с немыслимой скоростью перебирать сотни орфограмм перед тем, как написать одну единственную букву, которая «плохо слышится».
Но как иначе? Кроме словесно-логической памяти, которая используется для запоминания «правил», существуют и другие виды памяти: двигательная и образная.
Двигательная (тактильная, кинестатическая, мышечная, моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизводство различных движений. Когда мы пишем слово, рука запоминает написание букв – часто даже взрослый человек, чтобы вспомнить правильное написание, пишет слово на бумаге. Когда мы читаем текст, используя так называемое «орфографическое чтение» (читаем «как написано», проговариваем как бы по буквам), наш артикуляционный механизм запоминает звучание слов.
Образная (зрительная, визуальная, наглядная) память – способность запоминать картинки. Ресурс этой памяти, по-видимому, бесконечен (кстати, «по-видимому» - это то, что видишь). Человек способен запоминать, хранить, узнавать бесконечное множество картинок, и психологи сравнивают человеческий мозг с бесконечным архивом фотографий. Зачем знать правило написания слова «борьба», если любой ребенок с первого раза запомнить это слово – как образ, как картинку? Этот вид памяти развит у ребенка лучше, чем у взрослого, и мы можем пользоваться этой возможностью.
И это свойство – мыслить картинками (образами) – было хорошо известно и до возникновения когнитивной психологии:
«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
«Покажите ребенку картинку – и он заговорит».
И, наконец, китайская пословица: «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял».
Эти два вида памяти и, соответственно, два вида мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, - связаны с деятельностью правого полушария головного мозга, которое, как утверждают нейрофизиологи, доминирует у ребенка младшего школьного возраста.
Тактильная и зрительная память – альтернатива логическим конструкциям (правилам). Дело за малым - нужны конкретные методики, опирающиеся на эти механизмы запоминания.