А какие книги/статьи о детской мотивации читаете вы?
Статья для затравочки
Что нужно для успеха ребенка
Зачастую нас гложет ощущение, что жизнь могла бы сложиться успешнее, чем она уже сложилась. И невольно возникает желание сделать все, чтобы у наших детей было все лучшее. Чтобы учились они старательнее, чтобы начатое не забрасывали, чтобы добились того, чего не смогли добиться их родители.
Справедливое желание. Но что для этого нужно? Вспомните, с чем связаны ваши самые горькие сожаления. Вы побоялись, не рискнули, вам не хватило терпения довести дело до конца? Нужно было дать себе просто пинок, сесть и сделать, а вы вместо этого отвлекались на второстепенные занятия? Что пошло не так, чего вам не хватило?
Вы уже ответили себе сами? Конечно же, вам не хватило силы воли. Но, почему, если в какой-то момент этого не хватило вам, у ваших детей все должно пойти иначе? И как сделать так, чтобы ваши дети обладали силой воли достигать самых высоких результатов? Давайте разбираться.
Эксперимент длиной в 40 лет
Наверное, вам приходилось видеть в американских фильмах, как счастливое семейство, собравшись у камина, жарит на палочках такие маленькие сладости, похожие на зефирки. У американцев это национальная вкусняшка. На самом деле они называются маршмеллоу, но у нас прямых аналогов нет, поскольку рецептура отличается. Будем называть это дело зефиркой. Именно с этим заморским ништяком и связан забавный эксперимент, который поставили в 60-х ученые Стэнфордского университета.
Главным инициатором выступил Уолтер Мишел. Именно он разработал эксперимент длиной в 40 лет. В нем приняли участие сотни детишек 4-6 лет. Суть эксперимента очень простая.
Давным-давно, в одном далеком университете…
Давайте для наглядности оставим на пять минут сегодняшний день, вернемся на 50 лет назад и заглянем в небольшое помещение Стэнфордского университета. Ребенка заводят в комнату, в которой стоят стол и стул. На столе — блюдце с той самой зефиркой, любимым лакомством родом из детства. У ребенка тут же начинается бесконтрольное слюновыделение, зрачки расширяются, рука тянется к столу и тут…
— Постой, — вдруг какой-то непонятный дядька преграждает дорогу к драгоценной зефиринке. — Хочешь вторую такую? — спрашивает он, кивая на сладость.
«Что за вопрос?!» — проносится в голове у ребенка. Конечно он хочет!
— Я сейчас выйду, меня не будет минут 15. За это время ты не должен трогать зефиринку. Тогда получишь вторую. Но, если захочешь, можешь скушать сразу эту. Но второй не получишь. Понимаешь?
«Как это не трогать, как это, как это? 15 минут?! О нет, оооо, горе мне, горе, я не вынесу этих страданий! Аууу…» — что-то примерно такое чувствует дитё, но послушно кивает.
Несмотря на все душевные терзания, ребенок вполне отчетливо понимает, что, потерпев, получит в награду вторую зефирку. Выбор крайне прост и понятен: ОДНА ЗЕФИРКА СЕЙЧАС, ИЛИ ДВЕ, НО ПОТОМ.
Взрослый выходит и оставляет ребенка наедине со сладостью. Кто смотрел нетленного Диснеевского «Алладина» и помнит выражение лица обезъянки Абу наедине с сокровищем, к которому нельзя прикасаться, тот примерно представит что происходит с ребенком следующие 15 минут. Он ерзает на стуле, ходит туда-сюда по комнате, разглядывает потолок и вообще всячески избегает искушения встретиться взглядом с зефиркой. Он хмурится, пыхтит, и пытается посчитать, сколько времени осталось до прихода дядьки, который пообещал вторую зефирку. Но вредный дядька не приходит. Время тянется просто бесконечно долго, ребенок мучается невыносимо, слезы наворачиваются на большие голубые глаза, он больше не может! Напряжение достигает своего апогея… он, зажмурившись, хватает заветную зефирку и в мгновение ока проглатывает лакомство. Кто же думает о том, что нарушил правила? Кто теперь вспомнит о том, что второй зефиринки не видать? В этот момент остается только наслаждаться великолепным вкусом тающей во рту сладости, и пусть весь мир подождет. )
Что ж, оставим нашего героя до поры до времени, и вернемся в реальность.
Что это дало в итоге?
Если подвести итог эксперимента сухим языком цифр и фактов, то получается очень интересно. Небольшое количество детей скушало сладость немедленно, большинство — через несколько минут, и только треть детей продержались все 15 минут, получив в награду вторую зефиринку.
Способность устоять перед искушением и отсрочить вознаграждение ради большего результата — умение критически важное и решающее для дальнейших достижений.
На этом исследование, конечно, не закончилось. За детишками продолжали наблюдать все последующие годы их жизни. И вот что получилось. Дети, которые продержались до конца эксперимента и получили второй зефир:
— получали более высокие баллы в школе и в университете;
— у них гораздо лучше развиты социальные навыки;
— среди них гораздо ниже процент употребляющих наркотики;
— лучше реагировали на стресс;
— вообще гораздо успешнее справлялись с трудностями на их пути.
То есть, эксперимент доказал, что способность устоять перед искушением и отсрочить вознаграждение ради большего результата — умение критически важное и решающее для дальнейших достижений.
Но как определить, что именно думал ребенок, принимающий то или иное решение? Ведь не могут же быть одни безнадежно ленивыми, а другие — бесконечно волевыми? Силу воли можно “прокачивать”, но как это сделать?
На самом деле, понять, чем руководствовался ребенок, который не взял зефиринку, практически невозможно. Ну, как определить, это он вдумался в реальную выгоду и перетерпел (звучит просто, а попробуйте-ка сами) или просто испугался и послушно выполнил указания взрослого? И если справедливо второе, то что же это, в жизни побеждают биороботы, которые тупо выполняют то, что им было сказано? Что-то тут не так.
Так что же влияет на наш выбор?
Эксперимент решили изучить более детально. То есть понять, что именно влияет на окончательное решение ребенка. И выяснилась забавная вещь.
Участников этого эксперимента разделили уже на две группы. С первой группой провели так называемые “НЕНАДЕЖНЫЕ ОПЫТЫ”. Со второй — “НАДЕЖНЫЕ”. В чем состояло различие? Первой группе давали, например, один карандаш и обещали дать позже целую пачку карандашей, но не давали. Или обещали вместо одного маркера несколько, но снова обманывали.
Группа, с которой проводили “НАДЕЖНЫЕ ОПЫТЫ”, всегда получала обещанное. Им обещали самые клёвые мелки, и дети их получали. Уверяли, что принесут набор стикеров — и держали слово.
Как это помогло “зефирному” эксперименту?
Когда с двумя группами этих детей провели “зефирный” эксперимент, получилось следующее:
Дети из “НЕНАДЕЖНОЙ” группы без колебаний уничтожали зефиринку, так как исследователю заранее не верили.
Ну а дети из второй, “НАДЕЖНОЙ” группы, проходили эксперимент гораздо успешнее. После первого эксперимента у них остался положительный опыт, который научил их понимать выгоды отсроченного вознаграждения.
В итоге, дети из второй группы ждали зефирку в 4 РАЗА ДОЛЬШЕ, чем дети из первой группы.
Зефирки вокруг нас
Телевизор, Интернет, сладости и все прочие виды искушений — они испытывают нас на прочность каждый день. Как же нам лениво после рабочего дня покачать пресс! Гораздо более привлекательная перспектива — закутаться в теплый пледик, взять любимую книжечку и дополнить уютный вечер шоколадкой. Но что последует за чередой таких вот уютных вечеров? Скорее всего, внушительное брюшко и неприятное ощущение собственного безволия. =( А если пересилим себя и пойдем тренироваться? От отсутствия шоколадки организм особо не пострадает, а мы получим красивый, подтянутый животик. Мелочь, а приятно ;)
Каждый день перед нами стоит выбор. Поучиться или посмотреть телевизор, приготовить ужин самостоятельно или заказать какой-нибудь фастфуд, сделать зарядку или перетоптать чего-нибудь вкусного.
Мы все — маленькие дети в комнате с одной зефиринкой. И каждый день мы решаем, что выбрать: одну зефиринку сейчас, или две, но потом.
Научите своего ребенка делать выбор
Какие полезные выводы можно извлечь из этих экспериментов?
Ваши дети должны на собственном опыте понять, что неудобства стоят того, чтобы их перетерпеть. Перетерпеть ради БОЛЬШОГО РЕЗУЛЬТАТА. Вознаграждайте их, поощряйте их старания и успехи, и очень скоро они сами поймут, что труд — это не просто бесконечная череда мучений. Они поймут, что только настойчивая работа и самодисциплина приводят к настоящему успеху. И тогда вы все меньше и меньше будете принуждать ребенка к работе над собой — он сам захочет делать усилие, потому что знает, что за свои труды будет вознагражден сторицей.
Для вас, кстати, это хороший повод задуматься о себе самом. Согласитесь — ведь здорово подавать своему чаду достойный пример для подражания.
Так что, одна зефиринка сейчас, или две, но потом? )
Елена Лупеха