Главная Форум Доска объявлений Конкурсы Совместные закупки  
                  
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все   Вниз
  Отправить эту тему  |  Печать  
Какой могла бы быть Наша Родная Школа? Андрей Русаков.
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #15 : 22 Июня , 2013, 03:06:48 »

(продолжение)

Но все же флагманом школьных перемен в перестроечные годы выступили те отечественные открытия шестидесятых-семидесятых годов, которые были обобщенно названы «педагогикой сотрудничества». Эти открытия созвучны гуманистическим идеалам «новой школы», но словно выходят на них с другой стороны. Если в одном случае задачи переустройства детской жизни на гуманных началах провозглашались как первоочередные, а проблемы успешного научения рассматривались как более частные, то для создателей педагогики сотрудничества приоритеты переворачивались.

Задача успешного обучения всех учеников школьным предметам здесь ставилась во главу угла, но она должна была решать проблемы общечеловеческого характера. Именно в учебной успешности каждого подростка педагогика сотрудничества видела необходимое условие превращения школы из места интеллектуального унижения в точку опоры, залог укрепления человеческого достоинства и учеников, и учителя. И если созидатели «новой школы» противопоставляли свои подходы классно-урочной системе, то педагогика сотрудничества чаще опиралась на нее, раскрывала ее неиспользуемые возможности.

Виктор Шаталов впервые доказал, что пониманию сложной физики и математики можно успешно обучать всех учеников неотобранного класса. Николай Зайцев демонстрировал, как за несколько двадцатиминутных занятий осваивают чтение даже четырехлетние дети и что 99 процентов правил русской грамматики можно наглядно представить тремя десятками таблиц, устраняющих необходимость совмещать освоение правописания с изучением лингвистических понятий и терминов. Игорь Волков реорганизовал никчемное трудовое обучение таким образом, что каждый ребенок обязательно обнаруживал там сферу раскрытия своих способностей. «Пятиуровневая» система Елены Яновицкой предложила разделение типов уроков по каждой учебной теме на пять вариантов, особые методы работы для каждого из них, множество алгоритмов взаимодействия учителей с детьми, отмену обязательных домашних заданий и значительную результативность такого подхода даже при фрагментарном его воплощении.

Список исследователей и открытий, сопричастных педагогике сотрудничества, можно продолжать долго. Для всех, кто вникал в их опыт, становилось наглядно видно, что детей спасает от той же пресловутой «перегрузки» не «доступность учебного материала» и не прибавление часов обучения, а опыт внезапного прозрения стройной осмысленной картины из хаоса разрозненных фактов, радость от своей способности уверенно разбираться в еще вчера недоступном, обнаружение неочевидного в очевидном (и наоборот), готовность переживать и мучиться загадками, привычка сотрудничать с товарищами, доверять учителям и верить в свои силы.
 
В третьем круге открытий (по нашей условной типологии) отзовется эхом одна из главных русских культурных легенд: образ пушкинского «лицейского братства». Отечественная традиция привнесет в картину мировых педагогических поисков эту самобытную ноту: дружеские отношения со сверстниками могут рассматриваться как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Обучающие усилия взрослого оказываются намного результативнее, если они сосредоточены не столько на учебе, сколько на созидании отношений в детском сообществе. Дружеские связи детей, их обращенность друг к другу, умение и стремление действовать вместе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения, доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности — налаженность всего этого позволяет решать любые образовательные задачи.

Два великих открытия выделяются своим масштабом среди многих замечательных локальных опытов и достижений такой направленности. Это подростковая «педагогика общей заботы», созданная ленинградским профессором И. П. Ивановым, и система ровеснического образования» детей от пяти до десяти лет, разработанная Е. Е. Шулешко.

Запущенная в ленинградской Фрунзенской коммуне «педагогика общей заботы» (она же —  методика коллективных творческих дел, она же — коммунарская методика), в семидесятые-восьмидесятые годы стремительно распространялась по стране не только увлеченными ей педагогами, но и самими подростками. В связи с «коммунарством» преобразовывалась жизнь в десятках российских и украинских школ; из «коммунарства» вышло множество активных деятелей во всех сферах жизни в эпоху перестройки. В «педагогике общей заботы», в ее переосмыслении, притяжении к ней и отталкивании от нее до сих обнаруживаются корни большинства значимых отечественных направлений подросткового воспитания.

А параллельно разворачиванию «коммунарства» Евгений Евгеньевич Шулешко создавал свою «педагогику общей заботы» там, где это казалось немыслимым, — среди детей-дошкольников.
«Каков самый мощный образовательный механизм, открытый человечеством? — спрашивал Шулешко и уверенно отвечал: — Талантливое студенческое сообщество». И разработав свою удивительную систему, тридцать лет в десятках городов и поселков он учил педагогов налаживать тот тип отношений, который характерен для лучших студенческих сообществ… в детских садах и у первоклассников.

В сотнях детских садов и начальных школ последователи Шулешко показали, что реальный потенциал ребенка лишь в малой мере его индивидуальный потенциал, а в гораздо большей — потенциал того окружения, в котором он находится. Что личные возможности отдельного пяти-девятилетнего ребенка несоизмеримо малы по сравнению с его огромным потенциалом как участника детского содружества ровесников.

Так в самых глухих шахтерских поселках страны вдруг проявлялись «шулешкинские» классы — классы, в которых не было ни двоечников, ни троечников. Эти классы уверенно справлялись с любой здравой школьной программой, какая бы ни была им предложена. Общая атмосфера дружественного круга детей не позволяла ни одному ребенку остаться неудачником, неумелым, агрессивным, неуспевающим и т. п.

 «Образование через дружбу» завязано на общении, на обращенности детей друг к другу. И эта «волна перемен» во многом языковая: подчеркнуто внимательная к постановке голоса, грамотности, письменной речи, умению читать и вчитываться, слушать и вслушиваться, договариваться и держать договор. Здесь глубоко переосмысливается само понятие о грамотности как основной задаче начальной школы. «Ведь грамотность — не набор умений, — утверждал Е. Е. Шулешко. — Это прежде всего уважительное отношение к своим возможностям, предпочтениям, намерениям. Это признание за собой достойной роли в восприятии традиций своего народа, причастности к наследию его культуры. А вместе с тем — признание такого равного человеческого достоинства за всеми другими грамотными людьми».
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #16 : 22 Июня , 2013, 03:09:58 »

(продолжение)

Эта сторона дела (как теперь стало принято говорить — «социокультурная») смыкается с четвертым кругом важнейших опытов и исследований: тех, что обращены к проблемам открытости школ внешнему миру и открытости школы к многообразию судеб своих учеников.

…Академик А. М. Цирульников многие годы неустанно путешествует по России в поисках НПО — «неопознанных педагогических объектов». Вот бывший летчик, создавший народную библиотеку, исследователи дельфинов, сообщество со странным названием «Служба экологической реставрации деградировавших ландшафтов», да и просто — карельский мужик, летающий над озером возле дома… А вокруг них клубятся дети. Вокруг иногда странных, но увлекательных форм жизни взрослых возникает живая педагогика, влияющая на детей гораздо сильнее школьной. Она часто скрывается в самодеятельной жизни людей, которые дистанцируются от официальных структур и начинают складывать какие-то собственные, порой странные, доморощенные формы жизни.

Но зачастую вокруг самобытных феноменов «высокой педагогической мощности» складываются и особые формы взаимодействия. Сперва самих НПО между собой и с окружающими сообществами, а потом — с инновационными группами, с полуофициальными структурами... Так намечаются первые контуры того «сетевого образования», к которому в не меньшей степени многие годы приковано внимание исследователя.

Подобным сетевым образом формируются и вполне официально возможные совместные программы школ: когда объединяются сильные стороны каждой из них в пространство общих учебных возможностей для ребят. На это могут накладываться разного рода социальные практики школьников, их исследовательские и бизнес-проекты, модели очно-заочного обучения, традиции сотрудничества с научными лабораториями, музеями, местными предпринимателями и мастерами.

Становится видно, что школы, находящиеся в разных обстоятельствах, могут научить разному, могут в разном помочь — и разному должны бы учить. Понимание особенного пути развития каждой школы невольно отзывается и признанием особенности в учебной судьбе каждого ученика, размышлением над тем, как школе с этой особостью работать.
 
Может быть, смысл этапа общего образования вовсе не в том, чтобы научить всех одному и тому же, а чтобы помочь каждому найти свою судьбу, единственную, уникальную? Эта мысль, утопическая на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении начинала стремительно обрастать кон­структивными, обуславливающими друг друга замыслами.
В движении авторских школ большинству его представителей оказались не чужды подобные заботы. В самое же средоточие школьных перемен решился их поставить директор знаменитой московской 734-й школы Александр Наумович Тубельский. Воспитание человеческого достоинства в себе и уважение его в других людях, умение понимать себя и других, делать ответственный выбор, «искусство властвовать собой» — в этих предпосылках свободоспособности растущего человека А. Н.Тубельский и его коллеги-учителя признали основное содержание общего среднего образования.

Тубельский объяснял так: «В человеке есть нечто такое, с чем он пришел в этот мир. Если духовная сущность дана каждому, то не главное — сумма знаний. Я должен создавать такие условия, такое поле (в своей школе, во всяком случае), чтобы духовное по возможности стало сутью человека. Чтобы развитие его шло как процесс узнавания, поиска, осуществления своего предназначения. Для меня образование — это прежде всего помощь человеку в создании образа самого себя, своего будущего, своей не только карьеры, не только успешности, но самого умения действовать, жить в меняющемся мире, какой он есть.

Для этого нам потребуется построить школу как место встречи ребенка с разными альтернативами: понимания и интерпретации, выбора содержания, средств, темпа, форм и способов учебной работы. Первым же в центр обсуждения должен быть поставлен главный неиспользуемый резерв — сам уклад школьной жизни, уклад человеческих отношений, традиций, ожиданий, формализованных прав и негласных правил».

И оказалось, что внешне типовая массовая российская школа на таких небывалых основаниях может быть вполне успешно реорганизована, а образ ее жизни и результаты ее работы удивляют и воодушевляют.

Учебные достижения детей в такой школе оказываются лишь в малой степени программируемыми, в гораздо большей — вероятностными (порой впечатляющими, порой вполне заурядными). Зато становление многих важнейших личностных качеств здесь происходит куда более надежно, чем это привычно для нас.

На таком пути преобразований школа приобретает мощное поле тяготения и особую, резко выделяющую ее одухотворенную атмосферу. Но при этом она перестает рассматривать себя как самодостаточную замкнутую систему. Она всеми силами стремится показывать ребятам разные перспективы жизни в современном мире, их и привлекательность, и сложность, не­однозначность.

Границы педагогики школы и педагогики общества размыкаются.

Так школьные открытия последних двадцати лет начинают тесно перекликаться с давними тезисами Дьюи, Френе, Корчака — но уже в мире совершенно других социальных, коммуникативных, технологических опасно­стей и возможностей.

Типология открытий, наиболее значимых для нынешних российских школ
, представлена в этой статье, разумеется, очень условно, в самом грубом приближении. Она лишь очерчивает размах возможностей.

К концу девяностых годов, на излете перемен, за той или иной новаторской педагогической практикой стояли уже не крохотные группы энтузи­астов, а большие педагогические сообщества. Сотни людей смогли убедиться, что нормальная школа — школа, где умеют учить всех и уважают достоинство учителя и ребенка, — в России возможна. И возможна очень по-разному.

Со временем движение к умной и доброй школе уже больше оборонялось, закреплялось на достигнутом, сворачивалось, иногда рассыпалось. Сначала от выматывающего обнищания школ и учителей, потом под ударами фиктивной бравурности бумажных «модернизаций».
Впрочем, все складывалось бы непросто и в самой благополучной обстановке. Ведь любые серьезные открытия в школьном деле по-своему политически неудобны, по-своему профессионально трудны. В обстановке же общественной апатии и глухоты они вполне беззащитны.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #17 : 22 Июня , 2013, 03:11:32 »

(продолжение)

VI. РЯДОМ СО ШКОЛОЙ. ВЫБОР СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

В конце XX века судьбы педагогических новшеств решались внутри педагогического движения — учителями, учеными, директорами школ. Сейчас даже на поверхностный взгляд заметен сдвиг инновационных центров и инициатив: если прежде с огромным перевесом доминировали муниципальные школы (при весьма периферийном значении частных), то сегодня в больших городах динамику серьезных поисков, экспериментов, нововведений почти в решающей степени задает частное образование. Возрождается движение родительских клубов, множатся подпольные детские сады — и, вероятно, в скором будущем мы будем наблюдать становление подпольных и полуподпольных начальных и средних школ с формальным переводом детей на экстернат.

Судьбы школьных перемен переходят в распоряжение уже общественно-педагогических сил — где школы и учителя будут представлять лишь одну из «ресурсных позиций» в кругу родителей, общественных деятелей и попечителей, местных сообществ, представителей культурных очагов и предприятий и т. д. Все чаще насущной потребностью активной школы становится участие активных родителей и других неравнодушных людей в ее управлении, в принятии ключевых решений, в готовности их отстаивать и нести за них ответственность.
Школы будут испытывать и объективную потребность в готовности тех или иных творческих лиц выступать в роли временных учителей по самым разным поводам. Проекты внешкольного образования будут развиваться все активней, а качество школьной жизни в немалой степени будет определяться мерой согласованности с ними.
 
Родительское участие или борьба за права потребителей? «Сделайте мне красиво», «Дайте мне гарантии», «Обеспечьте стандарты», «Не отклоняйтесь от предписаний!», «Избавьте моего сына от соседства с этими хулиганами!», «Чтоб ваш учитель больше не смел повышать голос на моего ребенка!»…

Складывающийся из подобных мотивов вопль общества потребления, помноженный на советскую традицию «качания прав», все чаще слышен теперь в школах: это устные заявления, звонки, письма и кляузы «активных» родителей. Этот стиль прекрасно входит в резонанс с бурными фикциями модернизации, с извечным «как бы чего не вышло», с обстановкой глухой обороны школ от бесчисленных проверяющих инстанций.

Что ж, отвечать на подобные претензии в школах натренированы. Там «изобразят красивое», будут следовать предписаниям, выдавать гарантии, выдавливать из школы маленьких активных безобразников и превращать их в беспризорников, беседовать елейными голосами с кем надо и мстить за свое унижение неуловимыми методами исподтишка... Только положение детей — большинства из них — в такой обстановке «защиты их прав» будет гарантированно ухудшаться.

Для активных родителей все яснее намечается этот выбор: «защита прав потребителя» — или поддержка детей и учителей, сотрудничество с ними и доверие им. Вера в бумажные стандарты и утопические гарантии — или же поиск совместных решений в каждом конкретном случае. Готовность брать на себя часть ответственности — или жажда переложить ее на других. Начетническое упрощение, «монетизация» требований к школе — или понимание ее человечного, неисчислимого, одухотворенного измерения. Таковы развилки для родительского общественного мнения.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #18 : 22 Июня , 2013, 03:12:59 »

(окончание)

VII. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО

Темп негативных перемен в стране нарастает. Но, возможно, наступает период, когда общественно-политическую жизнь становится важно рассматривать преимущественно под педагогическим углом зрения, обсуждать не текущие события и намерения, а среднесрочные и долгосрочные перспективы.
Хотя бы потому, что в собственно политической сфере — в сфере возможностей определенных политических лиц последовательно совершать позитивные поступки — особых шансов не предвидится.

Ведь за каждой из печальных тенденций сегодняшнего дня стоит не злая воля конкретного человека, а инерция годами разворачивавшихся массивных явлений. Важна не смена лиц, а смена ценностей, целей и оценок. Лица каким-то образом поменяются сами. Как раз «персональных» результатов можно дожидаться с достаточным равнодушием.

Новые реалистичные образы общественного будущего — обязательное условие того, чтобы начать движение не к краю пропасти, а в сторону от нее.

Дело совсем не в том, чтобы насочинять новых идеологий и «национальных идей». Важно другое: находить в реалиях жизни, в опыте людей те зерна нормального мироустройства и миропонимания, которые выглядят жизнеспособными, могут сочетаться друг с другом, разворачиваться к каким-то горизонтам.

Подобные взгляды будут противоречивы, непоследовательны, будут стихийно перестраиваться на ходу — такова жизнь. «Образы будущего» — не программы, а системы символов, подчеркивающие какие-то значимые приоритеты в выборе и неожиданной взаимосвязи ценностей, правил, средств деятельности, одобряемых и порицаемых намерений и т. п.
Оговоримся, что речь здесь идет именно про общественные ценности, а не обо всем на свете, об ориентирах как бы «среднего слоя» национального бытия — между духовной жизнью страны и ее жизнью семейной, бытовой, производственной. У духовной жизни свои горизонты, у бытовой — свои традиции, у производственной — свои правила. Как они не сводимы к формам общественного взаимодействия и не вытекают из них напрямую, так и наоборот.
Но в этом среднем общественном слое национальной жизни и коренится сфера образования, выступая, быть может, его ядром, центром если не тяготения, то равновесия.

 
Диалогу о возможностях здравого общественного устройства безнадежно придавать вид политических проектов. А вот общественно-педагогических — более чем естественно. Речь идет и об общественном участии в жизни детей, и об общественном осмыслении и преобразовании возможностей, целей, норм, законов школьной жизни. Но речь и об обратном движении: об использовании ресурсов педагогических измерений, забот, открытий для понимания и преобразования основ общественной жизни.

Разбираясь в доступных и невозможных, опасных и надежных, полезных и сомнительных планах выживания и развития школ, общество училось бы различению утопических и реальных перспектив, спасительных и вредоносных действий в масштабах самых значительных.

Ведь реалистичность образа будущего, его способность вызывать доверие, вырабатывать актуальную для множества людей систему ценностей и правил поведения связана не с абстрактными расчетами его прагматиче­ской осуществимости.

Разговор про реалистичность — это скорее разговор про укорененность в сегодняшнем дне. Для доверия к новому для себя образу будущего человек должен увидеть «зерна» ожидаемой действительности внутри и вокруг себя, в собственном опыте, собственном сознании и размышлениях, во взглядах и практических усилиях своих знакомых. Тогда между людьми начинают срабатывать цепные реакции взаимопонимания без лишних слов, взаимного доверия в деле, способности легко договариваться о непредвиденных проблемах и т. д.

Понятно, что здравые фрагменты общественного устройства обнаруживаются сегодня только локальными, разрозненными. Но искать, создавать, намечать их в отношении школьных дел, наверное, наиболее оправдано.

C одной стороны — времени больше нет, с другой — мы уже опоздали спешить.

Нам остается верить, что смысловые узлы взаимопонимания успеют «сработать» сами по себе неожиданным для нас образом. (Как, впрочем, все всегда в России и срабатывало.)
А среди забытых обществом детских и педагогических измерений бытия смогут найтись необходимые лекарства для его собственного выздоровления.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #19 : 23 Июня , 2013, 21:58:15 »

кто-нибудь прочитал? какие впечатления, эмоции, мысли?
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #20 : 17 Сентября , 2013, 23:28:17 »

И снова к вопросу о том, какой могла бы быть наша школа.
Интервью с Исаком ФРУМИНЫМ,  научным руководителем Института образования ВШЭ, доктором педагогических наук.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Barbarella
Moderator
вечный житель
*****

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #21 : 17 Сентября , 2013, 23:33:20 »

http://www.edutainme.ru/post/uchitel-uzhe-ne-samyy-obrazovannyy-chelovek-v-gorode/?fb_action_ids=545282548877209&fb_action_types=og.likes

«УЧИТЕЛЬ – УЖЕ НЕ САМЫЙ ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ГОРОДЕ»

Исак Фрумин о параучителях, образованных родителях и КПД в образовании
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ, доктор педагогических наук.

Сейчас во всем мире говорят про новую роль учителя, о новом учителе. Но кто может им стать? Откуда они могут взяться? Пока у нас есть всё те же учителя со старыми знаниями, подходами. Переподготовка сейчас тоже сильно отстает, какие есть возможности решения этой проблемы?

С одной стороны, я уже четырнадцать не являюсь практикующим учителем. С другой — до этого тринадцать лет я был директором школы, то есть, понимаю, что происходит изнутри. После директорства мне повезло попасть в сильный исследовательский университет, где есть экономисты, социологи, и я вынужден смотреть на проблему и с их позиций. Поэтому, в ответе я попытаюсь учесть эти разные позиции. Конечно, мы можем мечтать, что у нас будут очень хорошие учителя. Но есть три обстоятельства, которые работают против этой мечты. Первое — учитель стал массовой профессией. Это колоссальный вызов: может ли массовая профессия быть интеллектуально напряженной, интересной, творческой, престижной?

Исак ФруминИсак Фрумин
Учитель стал массовой профессией.
Второе — профессия учителя является исключительно утомительной. Есть даже такой термин — профессиональное выжигание, я его даже по себе знаю. Это одна из причин, почему я ушел из школы: я почувствовал, что мне стало скучнее на выпускных вечерах, перестал получать сильный драйв. И третье — сегодня, когда резко увеличилась мобильность, появились альтернативы, очень трудно загнать большое количество людей в эту очень достойную профессию (которая содержит в себе массу положительных эмоций, когда ты чего-то добиваешься, помогаешь детям). Когда я начинал работать директором, было золотое время, начало 90-ых. А какие тогда были альтернативы у гуманитариев, скажем, у филологов, особенно не в Москве? Они могли пойти по партийной линии и быть журналистами в газетах, которые писали тексты с заголовками «виды на урожай», «тысячный комбайн» и т.д. Или могли пойти в музей смотрителями какими-то. И всё, пожалуй.

Реклама?

Какая реклама? Этого ничего же не было. И мне удалось собрать очень хороших, ярких людей. Психологов, историков, литераторов — это было нетрудно: как только они видели какую-то интересную возможность. А когда через пару лет мы пришли в тот же университет, мне говорят: а все уже работают! Кто-то в местном издании Спид-Инфо, кто-то рекламой занимается, другие пошли на телевидение, потому что из одного канала стало мгновенно восемь. Если взять математику, раньше ты мог работать либо на войну — что-нибудь считать, либо в школе. А сейчас можно пойти в IT, например. А то и в банк, или в страховую компанию. Школа как место работы вступила в конкуренцию. И надежды на победу мало. Непонятно откуда взять новых хороших учителей в том виде, в котором мы их себе представляем, на постоянную, длинную работу. Мне в этом смысле очень нравится проект, представленный на Форсайт-флоте «Teach For Russia», думаю, его спокойно можно называть по-русски «Учитель для России» — давайте хотя бы на два года отправим в школу ярких, сильных людей. Это не значит, что не будет тех, кто связывает всю жизнь с работой со школой. Просто когда мы говорим о профессии, мы должны понимать, что в России почти 1,5 млн учителей, а, значит, масштаб проблемы колоссальный.

Но если изменится роль учителя, и он уже будет не знания давать, а создавать среду, то, может быть, их нужно будет меньшее количество?

Меньше их точно не будет. Другой вопрос, что появится такая конструкция, как во многих развитых странах, когда есть учитель-эксперт — их становится меньше, а больше становится ассистентов, типа медсестер. Вот как есть парамедики — будут параучителя, помощники учителя. Но абсолютной иллюзией является то, что можно восстановить ситуацию советского времени и на стабильные учительские места привлечь сильных людей.

Абсолютной иллюзией является то, что можно восстановить ситуацию советского времени
Почему еще стало труднее работать учителем? Мы проводили исследование в начале 90-х — в школах в крупных городах доля родителей с высшем образованием за исключением двух-трех центральных школ редко где доходила до 10%. Сейчас — около 50%. Учитель — уже не самый образованный, он сталкивается с новыми запросами родителей. И это очень трудно. Поэтому сейчас задача в том, чтобы вот этому не самому талантливому, такому литератору и т.д, может, помогать как-то технологически.

Может быть, появятся звездные учителя, которые будут вести массовые уроки? Есть знаменитый гарвадский преподаватель Майкл Сэндэл, у его курса Justice около 5 млн просмотров на Youtube.

Может быть. Например, в Южной Корее билет на открытый урок репетитора, лучшего в Сеуле репетитора по математике, стоит $150. В зале пять тысяч человек. Но одновременно роль учителя станет менее критична, она будет в значительно степени состоять в том, чтобы не навредить, помочь сориентироваться в многообразии всяких сервисов, вовремя отвести ребенка к психологу. Но я не вижу в этом никакой катастрофы.

Майкл Сэндэл
Магистерские программы вашего Института образования сравнивают с MBA, только для учителей.

Не совсем так. У нас есть программа для управленцев — это одна история. А сейчас мы пытаемся сделать курс для учителей. Это была идея нашего ректора, он убедил министра образования, тогда еще Фурсенко, что надо дать учителям возможность пройти предметную магистратуру — например, выпускники педвузов получают магистра политологии ВШЭ и могут преподавать обществознание. Другие две специализации — история и филология. И на всех программах есть курс, связанный с новыми технологическими возможностями. Оказалось, что спрос не слшком высокий. Не могу сказать, что мы набираем плохих, но я думал, что очередь будет стоять до Кремля. Нет, не рвутся, не толкаются. Возможно, потому что это никак не связано с зарплатой, с аттестацией. Сама идея учиться два года заочно довольно вызывающая, это сложно, поэтому сейчас думаем, как стимулировать учителей, чтобы они на нее шли. Либо поменяем формат.

Сейчас всех учителей волнует вопрос обучения навыкам, так называемые soft skills — умение презентовать свои идеи, работать в команде, принимать решения, как их измерять? Какие вообще в этом отношении есть практики?

Ответ на этот вопрос сейчас просто отсутствует. Существует два понятных подхода к формированию soft skills: один — это учить soft skills впрямую. Недавно коллеги из иностранного университета, рассказывали, что у них есть специальный курс тимбилдинга. Кстати, в Вышке такой курс тоже есть. Я спросил у одного своего студента-курсовика: «Ты почему не успеваешь с курсовой?» А он говорит: «Я пишу реферат по тимбилдингу». Им читают лекцию, потом они обсуждают тему в парах-тройках, потом пишут реферат индивидуально. Это довольно глупо. Но вот в 2015 некоторые международные сравнительные исследования впервые будут о том, как школьники-старшеклассники работают в командах. PISA для команд. Должно получиться очень интересно. Но в целом обучать навыкам мы пока не умеем. А измерять, чему человек в этом смысле научился, сейчас практически никто не умеет.

Но не только мы, в мире еще не особенно придумали.

Не придумали. Если мы прочтем учебники по критическому мышлению — это тоска и банальщина, я уже не говорю про духовно-нравственное воспитание — это не работает. С другой стороны, есть второй подход — ладно, так не работает, будем учить в практике — это детские школьные проекты и прочее.

А проекты учителя на местах должны придумывать каждый раз сами? Это творческое задание?

Да, конечно. Наcколько способны. Я припоминаю, когда я начинал работать директором, мы очень серьезно учились у программы международного бакалавриата. А у них эти проекты были уже с середины 80-ых годов. Мы тоже, так безответственно, сказали учителям: делайте проекты. Они и начали, только через пару лет мы поняли, что они просто пишут обычные рефераты.

Это связано с тем, что они не понимают сути проектного мышления?

Ну конечно не понимают. Это некоторая сложная технология, ей нужно специально учить.

И на курсах переподготовки этому не учат.

Потому что те тоже не умеют. Есть Вячеслав Шоптенко, который занимается созданием новых образовательных программ для управленческих кадров в центре инновационных образовательных технологий при РАНХиГС — они используют бизнес-симуляторы, участие игроков оценивают сложными метрикиами — вот они могли бы чему-нибудь учителей научить.

Это ведь уже совсем другая педагогика, цифровая. В западных изданиях пишут, что количество цифр, с которым учителю придется работать, потянет за собой и новые педагогические решения. Можно ли у нас об этом говорить, будет ли педагогика меняться? Непосвященному трудно разобраться, что в педагогике просто слова, а что ¬ серьезные исследования.

Здесь надо разделить — тяжелое наследие советской педагогики, которая была как раз про общие слова. Я был членом Совета по защите диссертаций по педагогике и ушел, потому что у меня просто портилось настроение от очередного автореферата типа «Воспитательный потенциал Елецкой рояльной гармони», честное слово, я не придумал. И человек успешно защитился.

Это попытка построить теорию?

Не совсем теорию, скорее они проводят что-то вроде экспериментов. Вот есть паровоз — и они туда гудок новый вставят, в воду что-то добавят. В этом смысле каких-то серьезных, радикальных инноваций нет. А в практике, конечно, инновации происходят, но, к сожалению, медленно. И при этом я считаю, что безответственно было вводить новые стандарты со словами «компетенции». 10% учителей начали работать иначе, а остальные 90% имитируют работу. Но если мы посмотрим на программы по русскому языку, то увидим, что увеличилась доля самостоятельной творческой работы детей. Мы проводили такой анализ, ребенка спрашивали: что значит заниматься русским языком? Получали ответ: «Это значит вставлять в слова пропущенные буквы», потому что это наиболее распространенный тип упражнений. Сейчас им дают больше заданий, чтобы они сами что-то писали. Распространяется проектно-активная педагогика. Но и она требует от учителя новых компетенций и понимания.

А кто у нас в стране этим занимается? Мы ориентируемся на какие-то российские исследования или это целиком заимствованный опыт?

Самые продвинутые программы по математике на Западе в огромной степени опираются на наши наработки. Но не на мейнстрим, а, скажем, на работы в области развивающего обучения — систему Давыдова-Эльконина. И поэтому нельзя говорить, что мы все заимствуем.

А если говорить про проекты, нужно вспомнить 1928 год и Джона Дьюи, самого цитируемого педагога за всю историю человечества, великого американского философа и создателя, так называемой, «прогрессивной педагогики». В 1928 году он был в России и написал об этом книгу «Впечатления о революционном мире», где говорил, что он учится у русских, у советских педагогов, там были фантастические радикальные изменения, связанные с проектным методом. Но потом, в 1930 году, всех тех педагогов расстреляли, а к 1934 году решили вернуться к классической прусской гимназической модели. Однако определенные традиции у нас сохранились, и Россия является одним из источников вдохновения по математическому образованию. Другой вопрос, что педагогическая наука этим серьезно не занимается, поскольку диссертации пишут в основном про то, как улучшить паровоз. Надо бы объявить карантин для таких исследований.

Другая проблема, которую вы часто поднимаете — проблема мотивации тех, кто учится. Как вы видите возможные решения?

Есть очень банальный путь, не требующий ничего такого хитрого. Надо просто какому-то большому начальнику сказать, что в школе детям должно быть весело, интересно, приятно, и они должны туда ходить с удовольствием. Вы знаете, мы не должны это недооценивать. Политические приоритеты и лозунги, увы, играют огромную роль. Но у нас усиливается архаично-консервативная риторика, а не модернизационная.

Надо просто какому-то большому начальнику сказать, что в школе детям должно быть весело, интересно, приятно, и они должны туда ходить с удовольствием.
Можно посмотреть хотя бы на общественно-политический дискурс вокруг образования. Последняя инициатива — две какие-то девицы из Государственной Думы, предложили, что надо ввести кодекс чести и поведения для учителей. А мотивировка такая — некоторые учителя приходят в сексуально-вызывающей одежде. Что эти люди в Думе вообще думают об учителях, о родителях? То есть они из Москвы будут определять, кому в чем ходить? У них болит голова о, так называемом, духовно-нравственном воспитании, чтобы дети все учили одинаковый учебник истории. Вот, к сожалению, каковы явные приоритеты образовательной политики. И вы не найдете такого депутата или начальника, чтобы сказал: главный приоритет — детям должно быть интересно. Такая расстановка приоритетов, конечно, отвечает нашей абсурдной традиции, выраженной в чудном советском школьном кредо: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим».

Осталась только вторая часть?

Нет-нет. И первая часть есть, и хорошо, что есть. Но вот эта вторая часть «не хочешь — заставим» — она является символом веры большинства наших учителей, к сожалению, и всей официальной педагогики до сих пор. Мало того, что эта идея людоедская, но она еще и абсолютно глупая, бесполезная. Еще древние говорили, что лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Но, видимо, некоторые наши депутаты ничего древнее собственных диссертаций не читали. И поэтому первое — самое простое — надо, чтобы мы все понимали, что школы надо оценивать по тому, любят ли туда дети ходить. И тогда все начнут немножко про это думать. Я как-то в директорские годы проводил аттестацию учителей, и была одна очень грамотная учительница. А дети ей поставили очень невысокие оценки в закрытом опросе. Я спрашиваю одного мальчика: «А почему?» Они говорят: «Улыбаться больше надо». Понимаете? Вот это первое и это самое простое, что можно сделать. И это не так тривиально. Примерно с этой же мыслью я был на радио в Ярославле. И довольно молодой ведущий мне говорит: «Я с вами не согласен. Если я буду в школу ходить с удовольствием, то привыкну. А ведь в жизни не везде надо ходить с удовольствием». Как же они привыкли, что есть места, куда надо ходить без удовольствия! Целые поколения людей, привыкших к безрадостной жизни... А ведь сделать первые шаги совсем не сложно. Просто объявить «Год школы с удовольствием».

И довольно молодой ведущий мне говорит: «Я с вами не согласен. Если я буду в школу ходить с удовольствием, то привыкну. А ведь в жизни не везде надо ходить с удовольствием».
И второе. Надо реально разбираться в вопросе о том, что может заинтересовать детей, как удержать их внимание, если они одновременно слушают тебя, пьют колу, отвечают на смски, читают уроки на компьютере, слушают музыку. Как мы можем не запрещать, а найти инструменты работы в таких условиях? В этом смысле, вся линия эдьютеймента представляется мне очень важной.

Но учителя чаще говорят : «Когда мне чем-то еще заниматься, если у меня тут пачка знаний, которую нужно впихнуть в обязательном порядке. И нет у меня свободной минуты, чтобы кого-то еще заинтересовывать, в игры играть».

У них нет минутки, потому что у них это так выстроено. Вот у вас есть паровоз. У него КПД 7% или даже 15%, если это какой-то очень прогрессивный паровоз. А 85% времени вы будете кидать уголь напрасно. Что делают до сих пор наши учителя — они вызывают детей к доске. Ребенок отвечает, а что в это время делает класс? Зачем, ну зачем это надо каждый раз делать? Почему нельзя сегодня с помощью технологий выстроить индивидуализированную работу? Поэтому я не верю, что у них нет времени. У них нет времени в прежней технологии.


Наталья Чеботарь
05.09.2013
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Rina13
новичок
*

Карма: 0
Offline Offline

Сообщений: 6


Награды
« Ответ #22 : 06 Декабря , 2013, 15:04:02 »

Хочу посоветовать еще статью Е. Ямбурга (потом ссылку скину) о сегодняшнем образовании.
Сообщить модератору   Записан
изумруд
местный житель
******

Карма: 18
Offline Offline

Сообщений: 827



Награды
« Ответ #23 : 03 Апреля , 2015, 23:41:34 »

Евгений Ямбург Отсутствие грамотной стратегии развития образования — угроза национальной безопасности
http://www.novayagazeta.ru/society/52529.html
"Так школа постепенно стала превращаться в то место, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами"
"Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой притчи мораль?
Мораль очевидна — перестать выстраивать образовательную стратегию в расчете на аномальных лосей."
« Последнее редактирование: 04 Апреля , 2015, 00:08:02 от изумруд » Сообщить модератору   Записан
ВаСа
постоялец
****

Карма: 1
Offline Offline

Сообщений: 95


Награды
« Ответ #24 : 13 Декабря , 2015, 23:17:37 »

Есть над чем подумать. Девочки, а учителя среди вас есть? Спасибо за тему!!!
Сообщить модератору   Записан
Orlik
долгожитель
*******

Карма: 78
Offline Offline

Сообщений: 2156



Награды
« Ответ #25 : 14 Декабря , 2015, 11:34:30 »

Barbarella, спасибо :) читаю.
Сообщить модератору   Записан
Страниц: 1 [2]  Все   Вверх
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  


Внимание ↓

 
Вход ↓
28 Марта , 2024, 21:52:14
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
 



 
Прямой эфир ↓
Просмотр профиля Буква Ы 18:43 → Девочки 40+ ))))) продолж... 7144 /Мама - тоже человек!
Просмотр профиля hora 19:49 → Японский метод похудения.... 5 /Королевы красоты
Просмотр профиля mamaDanila 12:44 → Школа эффективного общени... 0 /Все об аутизме
Просмотр профиля F*lora 11:08 → Резекция желудка 0 /Красота и здоровье
Просмотр профиля OlgaOlgaOlga 19:17 → "глупые вопросы" но интер... 20966 /Клуб ОБС
Просмотр профиля ТИМОШЕНКО АННА 12:34 → ЧКШИ с ПЛП 1 /Лицеи
Просмотр профиля HappyBaby 14:34 → Суворовское училище в Ека... 90 /Отзывы о школах
Просмотр профиля Н-э-т 09:37 → ЧКШИ с ПЛП 0 /Школы Курчатовского района
Просмотр профиля Ruata 12:48 → А вы играете в игры компь... 112 /Игры. Интернет. Компьютеры.
Просмотр профиля Светлячок500 09:19 → Приятное и дружелюбное об... 66474 /Клуб ОБС
 

 
Доска объявлений ↓
 
Отзывы ↓
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC  
Страница сгенерирована за 0.124 секунд. Запросов: 19. smf-srv