Психология и воспитание <br>детей

Крошка-тайфун под контролем

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

гиперактивностьЕсть особое состояние детской нервной системы. Его признаки - избыточное возбуждение коры головного мозга плюс нарушение механизмов внимания и контроля. Как можно помочь такому ребенку?

Есть особое состояние детской нервной системы. Его признаки - избыточное
возбуждение коры головного мозга плюс нарушение механизмов внимания и контроля.
Как можно помочь такому ребенку?



Нередко приходится слышать от родителей: «Знаете, мой малыш такой шумный, все время что-то хватает, требует внимания! Наверное, это гиперактивность...»
Скорее всего, ничего такого у ребенка нет. Просто мама устала и сама нуждается в отдыхе и развлечениях.

Все подмечаем.
Подчеркнем: здоровый малыш должен быть активным! Если кроха полутора -трех лет много бегает, везде сует свой любопытный нос, разговаривает без умолку, пытаясь выяснить то одно, то другое, часто смеется, забывает о старых игрушках ради новых - это нормально. Определить, есть ли у ребенка синдром гиперактивности, может только психоневролог или невропатолог.

гиперактивностьДля этого специалисту необходимо подробно побеседовать с человеком, который ежедневно ухаживает за крохой. Важно уточнить все подробности появления младенца на свет, начиная с того, как протекала беременность будущей мамы, чем болел ребенок, какие рекомендации на первом году жизни давал врач-невропатолог. Существуют и специальные тестовые вопросы для родителей. Возможно, вас попросят заполнить небольшую анкету. Затем врач наблюдает, как ребенок играет. Это принципиально важно. Если в поведении крохи есть какие-либо нарушения, ярче всего они проявляются в игре.
Еще очень важно понять, идет ли ребенок на контакт с незнакомым человеком (врачом), готов ли к совместной игре и выполнению инструкций. Иногда малыша приглашают на занятие в группу и смотрят, как он общается со сверстниками. Лишь такое всестороннее обследование позволяет сделать обоснованные выводы.

Что же в поведении ребенка должно насторожить родителей и своевременно привести их к специалисту?
• На первом году жизни кроха плохо спит ночью; часто просыпается или подолгу «гуляет» в столь неподходящее время. Попытки скорректировать режим по совету педиатра не дают результата.
• Младенец мгновенно выкручивается из пеленок, ловко снимает ползунки и распашонки, засыпает в самых причудливых позах, например на четвереньках.
• Начав ходить, малыш постоянно что-то опрокидывает на себя; умудряется всюду влезть даже с риском для жизни; теряется, оказавшись с мамой в магазине.
• Демонстрируя нормальное интеллектуальное развитие, ребенок порой ведет себя, как младенец. Ему трудно регулировать моторную активность (усидеть на месте, прекратить бегать, замолчать по просьбе взрослого).
Допустим, ваши опасения подтвердились, и малышу все-таки поставили диагноз «гиперактивность». Как вести себя родителям? Чем помочь крохе и самим себе?

Жизнь по режиму.
Режим полезен всем детям, но нашему герою - особенно. События дня должны следовать в определенном порядке, в одни и те же часы. Старайтесь, чтобы в жизни семьи и ребенка было больше ритуалов, повторяющихся изо дня в день, из месяца в месяц. Фактически это способствует выработке условных рефлексов, связанных с засыпанием, игрой или занятиями, одеванием, прогулкой и т.д. С первыми «аккордами» ритуала, известного ребенку, его мозг физиологически готовится к тому, что произойдет. Например, перед тем, как отправиться в кроватку, малыш принимает душ, чистит зубки, выпивает чашечку теплого молока. Когда же подходит время надевать пижаму и читать сказку (конец ритуала), избыточное психомоторное возбуждение сходит на нет. Таким образом, уменьшается нагрузка на нервную систему ребенка, а жизнь семьи обретает покой.

Чувства на волю!

Общаться с гипердинамическим ребенком нелегко. Однако взрослому не стоит копить в себе раздражение и усталость. Учитесь сразу освобождаться от нахлынувших чувств. Это и психологически верно, и энергию помогает сберечь.
Но прежде стоит упомянуть о двух правилах.
1. Говорите с малышом всегда от своего имени: «Мне жаль разбитую вазу. Я очень расстроилась». «Меня раздражает разбросанная мозаика. Так и хочется собрать ее и высыпать в помойное ведро!» Высказаться подобным образом можно и даже нужно, потому что вы не робот и вам действительно жалко вазу и надоела вечно хрустящая под ногами мозаика.
2. Строго отделяйте поступки ребенка от его личности. Наиболее распространенная ошибка - сказать сынишке:
»Ты — плохой мальчик! Ты специально бегал здесь, хотя тебе велели сидеть на диване, и вот - теперь ваза разбилась!» Или: «Ты неряха и никогда меня не слушаешься, тебе сто раз говорили: убери мозаику! Ничего хорошего из такой непослушной девочки не получится!» Избегайте подобных заявлений, поскольку они затрагивают ядро личности, дают негативную установку и занижают самооценку малыша. Еще очень важно не препятствовать ребенку в выражении его чувств. Если трехлетка вполне осознанно заявляет: «Я сейчас злой. Не трогайте меня!» - отнеситесь с пониманием к его словам.
И не забывайте контролировать себя! Ребенок всегда берет пример с родителей.

Дочки-матери.
Самостоятельная игра гипердинамического ребенка имеет свои особенности. В ней отсутствует упорядоченность, игрушки то и дело сменяются. По существу, малыш только бегает, кричит, что-то хватает и тут же бросает, залезает на диван и спрыгивает. В лучшем случае - катает машинки.
Ваша задача — научить кроху структурированным играм, которые, по сути, тренируют механизмы произвольного внимания.
Ребенка двух лет пора знакомить с элементами ролевой игры. Например, как сварить суп, покормить мишку, помыть куклу в ванне, нагрузить кубики в грузовик и разгрузить их. Вначале играет взрослый, а кроха, в лучшем случае, наблюдает. Возможно, ребенок станет механически подражать вам. Не останавливайтесь: рано или поздно успех придет. Стандартные ролевые игры «в магазин», «в гости», «в школу» часто не увлекают нашего героя. Выберите что-то поживее — «в пожарную команду», «в полицейских и бандитов», «в обезьян из джунглей»...
Учите ребенка «разряжаться» и чаще предоставляйте ему такую возможность.
Все гипердинамические дети очень подвижны. Это не только утомляет окружающих, но зачастую представляет угрозу для жизни и здоровья самого ребенка. Малышу ничего не стоит влезть на подоконник или пожарную лестницу, уронить на себя кастрюлю с супом и т.д.
Где же выход, ведь ребенку необходимо проявлять свою физическую активность? Варианты есть! Соорудите дома спортивный комплекс. Почаще устраивайте длительные прогулки. Дайте крохе возможность подольше плескаться в ванне или под душем: вода снимает избыточное психомоторное возбуждение. Наконец, запишите ребенка в бассейн.
Не держите малыша у своей юбки. В три года пора отдать его в детский сад. Там больше пространства и возможностей для движения.
Многие гипердинамические ребятишки любят ездить в транспорте. Что ж, покатайтесь как-нибудь в выходной на трамвайчике.
Иногда малыши сами находят способы разрядки. Один швыряет на пол игрушки, другой прячется под стол и там что-то бормочет, третий сует руки под холодную воду. Если такая разрядка ничем не угрожает, и никого не оскорбляет, примите ее.

Приспособимся.
Решили позаниматься с малышом? Не пытайтесь заставить его сидеть неподвижно и слушать внимательно. Возможно, вам придется ходить, ползать или даже бегать рядом с ним. Каждое занятие необходимо хорошо продумать, разбить на маленькие фрагменты. С малышом двух с половиной лет можно «заниматься» всего 2 минуты. Трехлетка способен выдержать не более 5 минут. Ребенок четырех-пяти лет – 10-15 минут. В течение одного вечера удается провести три-четыре «урока» с обязательными перерывами.
Выбирайте яркие и крупные пособия, которые легко привлекут и удержат внимание ребенка. Занимайтесь в одно и то же время. Тогда мозг заранее «настраивается», а ученик усваивает с первого раза больше материала и почти не отвлекается. Придумайте форму для занятий (передник, шапочку или курточку). Детям это нравится и заодно настраивает на нужный лад. По содержанию занятия с гипердинамическим ребенком ничем особенным не отличаются. Единственное исключение составляют упражнения на развитие произвольного внимания.

Развитие эмоций.
Гипердинамические детишки обидчивы, но легко забывают обиды. По природе они не злы. К сожалению, такие малыши плохо осознают чувства других людей. Например, мама вернулась с работы усталой, а сыну или дочке как будто все равно...
Можно ли исправить такое положение? Да, если с самого нежного возраста неустанно обращать внимание ребенка на эмоциональную составляющую мира. Не упускайте случая сказать крохе: «Эта девочка смеется, потому что...», «Кролик обиделся на Винни-Пуха, поскольку...», «Наша бабушка расстроена. Как ты думаешь, почему?», «Что должен сказать Петя, если он хочет помириться с Машей? Как ты думаешь?». Постепенно малыш приучается если не чувствовать, то думать в том же ключе, и его эмоциональная жизнь становится богаче, а реакции - более адекватными. Но есть еще одно условие, которое позволяет творить чудеса. Просто любите ребенка и принимайте его таким, какой он есть! Тогда все трудности удастся преодолеть.

Берем в команду башмаки, кастрюльки, будильник и все-все-все...
Какие же задания помогают тренировать внимание ребенка? Вот некоторые из них.

1. Будильник.
Отыщите большой старый будильник, заведите, чтобы он зазвонил ровно через 5 минут. В течение этого времени вы вместе рассматриваете картинки (или что-то еще). Задача взрослого - постоянно привлекать внимание малыша к будильнику, говоря: «Сейчас зазвонит... сейчас зазвонит…» Когда это действительно произойдет, событие стоит радостно отметить! Можно даже покричать «ура!» и попрыгать...

2. Что изменилось.
Поставьте на стол 2-4 игрушки, попросите ребенка их рассмотреть и запомнить. Потом малыш выходит из комнаты, а вы что-то меняете на столе (добавляете или убираете игрушку, переставляете с места на место, разворачиваете куклу спиной и т.д.). Вернувшись, ребенок должен показать, что именно изменилось.

3. Подбери пару.
Не стоит покупать набор парных картинок, которых сейчас продается множество. В нашем случае полезнее другое. Соберите по квартире всякую всячину: башмаки, кастрюли, тарелки, пластмассовые стаканчики, плюшевых мишек - и выложите все это богатство на ковер перед ребенком. Увидев такое, гипердинамический малыш придет в восторг. А вы ему тут же задание: возьми любой предмет и поищи ему пару. Туфельке – туфельку, тарелке – тарелку. Совершенно не обязательно, чтобы предметы были абсолютно одинаковые. Важно, сходство по классу (тапочки, тарелки, мишки и т.д.). Удовольствие и развитие внимания ребенку обеспечены.

4. Убери лишнее.
Занятие аналогично предыдущему. В куче обуви надо найти и убрать в сторону лишний – тарелку, свеклу и утюг. Среди упаковок из-под йогурта выловить упаковку из-под творожка. В зависимости от возраста малыша и его интеллектуального развития задание можно усложнить.

5. Да здравствует скорость.
Малышу предстоит как можно скорее (время засекается) выполнить то или иное задание. Например, отыскать «правильные» крышки к кастрюлям и накрыть их. Раздать маленьким и большим куклам тарелки соответствующего размера. Разобрать кучу обуви на пары. Подобрать пояса к платьям по цвету и материалу.
Независимо от исходного уровня кроха с каждым днем ставит новые рекорды времени. За это стоит похвалить! Хорошо, если кто-то из домашних примется горячо болеть за ребенка, ну уступая по накалу страстей футбольным фанатам.

Екатерина Мурашова, практикующий психолог.
Журнал «Лиза. Мой ребенок», апрель 2006.





© Максимовы Иван и Аида 2004 - 2017.

Перепечатка писем из форумов запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих писем. Перепечатка материалов из всех разделов сайта запрещена без письменного согласия Максимовой А.Т. и авторов. Все права защищены. Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам