Кима
|
 |
« Ответ #247 : 28 Августа , 2008, 23:49:23 » |
|
Как раз по темке, мне в рассылке прислали:
Контрацепция. Грешно ли?
Автор: Матюшин Сергий --------------------------------------------------------------------------------
В этом номере нашего журнала отец Сергий (Матюшин) ответит на еще один злободневный вопрос современности – насколько допустимо, с точки зрения православной Церкви, использование контрацептивных средств в целях предохранения от беременности. Немало пользователей Интернета заинтересовались этой темой, раскрываемой батюшкой в его форуме на портале журнала «Няня». Сегодня мы помещаем этот диалог в рубрике «Ребенок и вера». Здравствуйте, батюшка!
Как хорошо, что можно узнать у Вас ответы на волнующие вопросы. Как сегодня Церковь относится к методам контрацепции, и является ли предохранение от беременности грехом?
Отвечая на этот вопрос, мне хочется напомнить, что одной из главных целей брачного союза является рождение детей – продолжение рода. Конечно, желанием Церкви, государства, да и моим лично является то, чтобы в нашей стране детишек было как можно больше, чтобы семьи у нас были полноценными и многодетными. Поэтому так и хочется написать: зачем и от кого вы предохраняетесь?! От детишек невинных, от цветов жизни, от радости и покоя старости вашей? Опомнитесь, придет время, и вы пожалеете о тех минутах праздности беспечной молодости, когда, стремясь пожить для себя и в свое удовольствие, вы не хотели «заводить» детей. Контрацептивы сделают свое дело, но потом может быть уже слишком поздно, да и Господь в наказание уже не дарует дитя.
Очевидно, поэтому Церковь осуждает самолюбивое, эгоистическое уклонение от рождения детей в браке с помощью применения контрацепции. Тем более и безоговорочно мы свидетельствуем о греховном зле абортов, которые, безусловно, являются убийством нерожденных детей вне зависимости от того, на каком сроке беременности они были совершены. И ответственность здесь лежит на обоих супругах.
Однако реальность нашей жизни сложнее простых схем, и нет правил без исключений. В этом и состоит мудрость Церкви, что к решению каждой жизненной проблемы она подходит индивидуально, не как неумолимый судья, а как любящая мать.
Я очень долго не могла родить ребенка – происходили выкидыши, несмотря на мои усилия и усилия врачей. Я их очень тяжело переживала, мы с мужем очень хотели ребенка. Потом чудо свершилось, я доносила и родила. Когда дочке был годик, я узнала, что снова беременна. Рожать или нет – такой вопрос не поднимался ни на минуту. Потеряв двоих, я никогда в жизни не пойду на сознательное убийство ребенка. Я родила вторую дочку. Но у меня начались проблемы со здоровьем, мне просто пока нельзя рожать. Двое у меня уже есть, я их должна вырастить. Поэтому, как только второму ребенку исполнилось полгода, я поставила ВМС, это в моей ситуации наиболее безопасный для моего здоровья способ предохранения. Так что получается, что я живу в постоянном грехе? Но своим детям я нужна живой и здоровой.
Это только один из примеров, иллюстрирующий всю сложность проблемы. Церковь говорит о половом воздержании как о средстве «планирования семьи». Но иногда неспособность или нежелание одного из супругов пойти на такое самоограничение становится причиной развода, что тоже недопустимо. И апостол Павел, обращаясь к христианским супругам, пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время» (1 Кор. 7, 5). А что же делать, если согласия нет, но и здоровая беременность вряд ли возможна?
В 2000 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви решались многие вопросы современности. В итоге был принят интересный документ под названием «Основы социальной концепции Русской православной Церкви». Среди прочего находим здесь и религиозно-нравственную оценку проблемы контрацепции. Прежде всего, указывается, что все противозачаточные средства по механизму своего действия разделяются на две группы – абортивные и неабортивные. Первые искусственно прерывают жизнь эмбриона, пусть и на самых ранних стадиях развития. С точки зрения Церкви, человеческая жизнь возникает в момент слияния половых клеток родителей. Таким образом, применение подобных средств контрацепции было приравнено к страшному греху аборта и с христианской точки зрения их использование совершенно не допустимо.
К подобным абортивным противозачаточным средствам относится и внутриматочная спираль (ВМС), механизм действия которой основан на вызывании локального воспалительного процесса, при котором организмом вырабатываются фагоциты. Они могут уничтожать сперматозоиды, тем не менее, зачатие все же может произойти, но имплантация оплодотворенной яйцеклетки из-за наличия спирали невозможна и эмбрион погибает. Ряд других средств тоже может быть отнесен по механизму своего действия к абортивным по сути препаратам, в том числе и гормональные. Поэтому, чтобы не впасть в тяжелый грех аборта, сначала внимательно прочитайте инструкцию.
Что касается другой группы противозачаточных средств, самые известные из которых презервативы, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту их ни в какой степени приравнивать нельзя. Естественно, Церковь не поощряет их использование, но оставляет решение этого вопроса на усмотрение супругов.
В «Концепции» даются и указания для священников, к которым могут обращаться верующие за советом по данному вопросу. Им «надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, и тех, кому это не дано, и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».
|