История Челябинского Одигитриевского женского монастыряУлица, на которой располагался монастырь, в середине XIX века называлась Христорождественской, сейчас - улица Цвиллинга.
Сегодня это центр города, та его часть, где на месте разрушенных церквей и других монастырских зданий находятся гостиница «Южный Урал», резиденция губернатора и областного правительства и жилой дом между ними.От великолепных храмов не сохранилось даже фундамента, исчез и бывший на территории монастыря родниковый ключ, а про имевшиеся здесь
захоронения первых настоятельниц, в том числе основательницы общины матушки Агнии, умершей 130 лет назад, в 1872 году, и говорить не приходится - их давно срыли и перекопали.Это был старейший монастырь в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная по инициативе Анны Максимовны Полежаевой (родилась в 1815 г. в селе Варламово Троицкого уезда, скончалась 14 сентября 1872 г.)

Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 Челябинская городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий женский монастырь. Земля была выделена на правом берегу
реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Для обеспечения будущего монастыря Оренбургское губернское правление весной 1851 года выделило 50 десятин казачьих земель, из расчета 3 копейки серебром за квадратную сажень. Первоначально сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, куплен-
ном за 143 руб. серебром в центре города. 23 февраля 1854 года повелением Государя Императора Николая Павловича по докладу Святейшего Синода женская община в Челябинске была утверждена под названием Одигитриевской - Богородичной во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы). 3 апреля 1862 (по другим данным - в феврале 1861) община получила статус монастыря, а её основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.
Перед революцией Одигитриевский женский монастырь имел крупное хозяйство: пахотной земли насчитывалось 910 десятин, луговой – 44, лесных угодий – 317 десятин. В монастыре жили 355 монахинь. Доходы Одигитриевского женского монастыря за 1917 составили 65617 руб. Это позволяло содержать монастырский приют, в котором жили 25 человек.
По ходатайству игуменьи Рафаилы в 1881 с Афона сюда была перенесена чудотворная икона Иверской Божией Матери. В 1902 митрополит Киевский и Печерский преподнес в дар Одигитриевскому женскому монастырю святые мощи Святителя Симеона и мученика
Кукши. При четвертой игуменье Анастасии развитие монастыря было прервано советской властью. После освобождения Челябинска от Колчака в 1919 году был поднят вопрос о судьбе монастыря и президиум Челябинского горсовета в октябре 1926 года закрыл храм.

Одновременно прекратила существование и вторая, Одигитриевская монастырская церковь «…как представляющая одно целое» с Вознесенской.
В начале 1927 года началась реконструкция храмов, были сняты купола, убраны кресты с целью приспособить их под советские учреждения. Вознесенскую церковь предполагалось преобразовать в Дом съездов или, как его гордо тогда называли, в челябинский «Таврический дворец» с залом заседаний на 700-800 человек. При этом подчеркивалось, что никакого намека на бывшую церковь во внешнем виде Дома съездов не будет и что он явится лучшим украшением бывшего монастырского квартала.


В 1932 году изуродованные монастырские храмы были разрушены. На месте же бывшей Вознесенской церкви перед войной выстроили огромную по тем временам гостиницу.
Итак, все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города),.
Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».


Людская память нескольких поколений сохранила чудо-топонимику: пруд, что находится на территории монастыря, назывался Девичьи слёзы, а часть монастырских земель Богомазовским логом.Территория кладбища, надо сказать, в современном храме огороже-
на и не оставлена без рукотворной заботы. Кроме скорбной поляны, где похоронены 49 монахов и монахинь, советская история явилась в храме в виде пузатой, в два этажа, печи,поставленной прямо в алтаре. Печь пришлось ломать, а в сердце храма для отмаливания поселить архангелов, писанных челябинской художницей Светланой Никонюк. Вначале здесь появилась небольшая каменная часовня, впоследствии превращенная в храм, который был освящен во имя Святителя Николая. Ежегодные доходы позволяли школу, приют для детей - сирот. Вскоре были посроены скотный и конный дворы, амбары для ссыпки зерна. Возле церкви был выстроен двухэтажный корпус,
где были свои кухни, трапезная, кельи для игуменьи и сестер. А на пахотных землях выращивали пшеницу, да не простую - особого сорта, за зернами которой, говорят, приезжали из самой Сибири. Была и своя пасека. И всё же самым удивительным на территории хутора был фруктовый сад. Земля в этих местах на 5-10 градусов выше, чем в округе.
Для того, чтобы представить себе масштабы монастырского подворья, достаточно обозначить границы территории в рамках современного Ленинского района -от кинотеатра Аврора до улицы Южный Бульвар, от дворца культуры Энергетик до улицы Гагарина.
В этом чудесном оазисе прихожане и многочисленные паломники дивились грецким орехам, винограду, барбарису, винной груше, персикам и сливам. В советские времена здесь выращивали яблоки для производства известного челябинского вина «Нежность». Здесь
живет самая старая яблоня в Челябинске, тут наш известный селекционер П.А.Жаворонков получил свои первые гибриды, в том числе знаменитый сорт «Уральское наливное». После закрытия монастыря на территории хутора расположилась плодово-овощная станция - хозяйство «Садовое». А храм был приспособлен под контору и склад. Лишь недавно, в 1996 году, храм и постройки были переданы в собственность Челябинской епархии.
