Lelvani
|
 |
« : 09 Июня , 2008, 10:58:17 » |
|
Счастливы порознь Елена Ямпольская Мы спорим всякий раз, как встречаемся. Иными словами - часто, все-таки работаем вместе. Он заводит любимую шарманку: "Эти твои патриоты..." Я стартую с места не хуже "порше" (не при патриотах будь сказано): "Эти твои демократы!.."
"Ты посмотри, где у твоих капиталы - по западным банкам разложены, где у них дети-внуки - за бугром учатся, а туда же - сермяга, православие, народность!.." - "Кто бы говорил! Твои детей по заграницам попрятали еще до того, как страну развалить!.."
Он до сих пор верит в прописи 15-летней давности. А мне кажется, что бегать по кругу - удел собак с перебитым нюхом. Человек имеет право на эволюцию взглядов. Таким образом, он в моих глазах - закосневший (злокосненный) инфантил, я в его - отступница и приспособленка.
Мы цапаемся, как это делает полстраны - ради чистого искусства. Безвозмездно, то есть даром. И мне "мои патриоты" дороги исключительно из идейных соображений, и ему от "его демократов" ничего существенного не перепало. Капиталов ни в здешних, ни в тамошних банках не держим - за полным отсутствием чего держать. Родственники, слава Богу, поблизости: у него - в Сокольниках, у меня - на Самотеке. Тем не менее регулярно портим друг другу кровь, наживая досрочную гипертонию.
Я знаю, что он неправ. "Мои патриоты" - люди чрезвычайно разные, но большинство из них торят дорогу всем нам - и государственникам, и либералам. Просто не допуская, чтобы мыслительная планка упала на землю. А то ведь через пару лет ничего сложнее комиксов народ потреблять не захочет. И куда мы денемся тогда со всей своей диаметрально противоположной глубиной?
Я знаю, что я неправа: нельзя глобальные потрясения ставить в упрек отдельно взятым персонам. Ни по капризу, ни ради чьей-то корысти социальные формации не меняются. История сама выбирает людей, потребных ей в данный момент. Это, конечно, не презумпция невиновности, но фактор, подлежащий учету в обязательном порядке.
Наконец, я знаю главное: неправы мы оба. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на прения. А там - неизвестно где, неизвестно когда, неизвестно Кем - оцениваться будет многое, но, скорее всего, не система политических взглядов. Смею думать, что она в последнюю очередь. Только как прекратить спор, если соблазн непримиримости буквально растворен в воздухе?
...На банкете премии "Золотой орел" знакомый кинокритик, услышав, что мне действительно нравится фильм "12", от возмущения едва не подавился тарталеткой. В итоге тарталетка благополучно проследовала к пункту назначения, однако знакомство как-то расстроилось... А с коллегой-радийщицей мы однажды попали в командировку мечты - на Лазурный Берег. Вместе удирали катером на дальний остров, где море прозрачнее, отлеживали бока на горячих камнях, по-сестрински делили тазик морепродуктов в ресторане, топтали гламурными босоножками красный ковер. Москва развела нас по разные стороны идеологических баррикад. Столкнувшись, еле раскланиваемся. За спиной говорим друг о друге... В общем, то, что мы говорим, обеим не делает чести.
Вот талантливый актер, который, правда, женился когда-то на дочери кандидата в члены Политбюро, но впоследствии осознал свои ошибки и твердо стоит на демократической платформе. Давние приятели, мы до ссоры схватились по вопросу, надо ли возвращать советские ордена на первую полосу моих родных "Известий". Я говорю: стесняться тут нечего, заслужил - носи. Он говорит: иди, запишись в КПРФ. Я ему: у меня чувство, что вы - шестидесятники - просто глухие! Он мне: вырастили ренегатов на свою голову!.. Богатый диалог, высокие отношения.
После выхода материала "Человек со средствами" мне позвонил член Совета федерации. Точнее, мне он звонил дважды и еще в промежутке - главному редактору. Трубка в моих руках вопила: "Вы опозорили Россию на весь мир, включая конгресс США!.. Как это законы могут быть инструментом?! Да человек живет ради соблюдения законов! В первую очередь - экономических..." Заплатил налоги и спи спокойно, дорогой товарищ. Крики составляли первую часть программы, вторым номером шла вкрадчивая конспирология: "Вот вы назвали гражданское общество "скелетом нации". Нехорошо. Что это за слово такое - "скелет"? Оно оскорбительное. А во главе нашей страны стоят юристы. Представляете, какие будут последствия?.."
Ошеломляющий резонанс. Поразительная способность читать текст не просто между строк, но в шахматном порядке и вверх ногами. Какую крамолу, с точки зрения законотворца, я контрабандой занесла на полосу? Да всего-навсего мысль, что без нравственной основы гражданская законность в России не работает. Надо потихонечку восстанавливать первое, тогда и второе перестанет проваливаться в черную дыру. Значит, один человек законы творит. Другой беспокоится, как бы наилучшим образом обеспечить их соблюдение. Цель у нас - во всяком случае, на прагматическом уровне - вроде бы общая. Мы такие одинаковые, но все-таки мы врозь.
Разнонаправленные ветры "пассионарности" гуляют не только в сквознячных гуманитарных головах. Самый прискорбный факт непонимания за последнее время - открытое письмо десяти академиков против "возрастающей клерикализации общества", то бишь против введения в школах курса "Основы православной культуры". Вот уж действительно цель одна - воспитание духа. Двигаться к ней вполне допустимо разными путями. А у нас вместо движения - желчная тупиковая перебранка.
Россия спорит. Точнее, спорит ее мыслящая часть - та, что считает себя таковой и имеет на это полное право. В автобусах, в очередях к участковому терапевту, на рабочих местах и в собесовских коридорах. До хрипа, до ненависти, до раскаленного клейма, коим припечатывается лоб оппонента. Не дай Бог услышать русский спор - бессмысленный, беспощадный, а временами еще и нецензурный.
В этих спорах не рождается истина. В них рождается только взаимная злоба. "В то время, когда уже было начали думать люди, что образованьем выгнали злобу из мира, злоба другой дорогой, с другого конца входит в мир - дорогой ума... Уже одна чистая злоба воцарилась наместо ума". Эти слова полтора столетия назад написал Николай Васильевич Гоголь.
Злоба бесплодна. Более того, там, где двое такую личную неприязнь испытывают друг к другу, что кушать не могут, всегда освобождается пространство для третьего. Третьи давно пришли, и им глубоко начхать на все наши принципы. У них пластмассовый мир, где сияют их пластиковые звезды, про которых пишут их пластиковые журналисты. В этом мире нет хорошего и дурного, он однороден. Там не обсуждается глубина - все плоско. Тягучая масса сползает с телеэкрана - под ней трудно дышать, от нее слипаются мозги, покрывается коркой душа, и глаз уже не способен к сортировке. Пока мы "преем", разбиваемся на кланы и плюемся ядовитыми шипами, эти счастливы вместе и, кстати, производят на свет одноименный сериал. Десяти минут коего достаточно, чтобы сначала утратить дар речи, а затем навсегда выйти из дискуссии о цензуре и Совете по нравственности на ТВ. Какие вам еще дискуссии?! Вводить немедленно!! Заметьте: сериал "Счастливы вместе" ставит под удар судьбы отечественного либерализма. Но это к слову.
Не от традиции советского кухонного трендения есть пошел русский спор. Так складывалось исторически, веками: одни спорят о высоком, другие идут напролом. Русская народная забава: умные скандалят между собой, остальные действуют. Что-то тут, воля ваша, не то. Явная путаница в понятиях...
Нам надо терпимее относиться к общественно-политическим, религиозным и прочим пристрастиям друг друга. Чтобы не сдать страну манекенам, у которых все пристрастия - сугубо шкурного свойства. Пока мы спорим о нашем завтра, они его создают. Хотите жить в пластмассовом мире? Закругляем дискуссию, переходим к голосованию.
|