Царева Л.П. “Мама, научи читать!” В этой книге Вы найдете самые простые методы и приемы "домашней педагогики " доступные каждому, взрослому, желающему научить читать своего малыша. Звуковые игры, занимательная, сказка помогут ребенку войти в мир чтения задолго до поступления в школу, не нарушая задач школьного обучения грамоте. Попробуйте и Вы убедитесь сами: артикуляционно-слуховой метод обучения чтению самый легкий и доступный для Вашего малыша!
Вы, конечно, уже купили своему 3-х - 6-ти летнему малышу "Азбуку в картинках" или надувной мяч с большими буквами. Прекрасно! Смело называйте буквы ребенку, пусть он повторяет за Вами. Но, помните, для успешного обучения чтению дошколят нужно произносить не название буквы: (ЭР, ЭС, ТЭ, БЭ и т.д.), а именно звук*: (РРР, ССС, Т, Б и т.д.) И ещё один важный момент: если ребёнок с трудом запоминает буквы, не стремитесь заставить выучить его весь алфавит. Для наших занятий вначале вполне достаточно будет знания букв, произносимых только как звук (-А- -0~ -У- -Ы- -И- -М- -Р- -Л-). Впрочем, несколько согласных можно выбрать самим, пусть это будут те буквы, которые больше всех запомнились и полюбились Вашему малышу.
В данной системе обучения чтению основное значение имеют не буквы, а звуки. Умение их слышать, различать на слух и правильно произносить.
Итак, Первая серия Ваших занятий с малышом так и называется:
"УЧИМСЯ слышать и произносить звук". Раз, два, три, четыре.
Машу грамоте учили.
Не читать, не писать.
А жужжать, шипеть, мычать!
[/i]
В этой серии ваш малыш учится слушать и произносить звуки. Мама читает ребёнку стишок, а он произносит за мамой лишь звуки данные в скобках.
Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребёнка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).
Зазвенел комарик вдруг ( 3-3-3 ).
Ветер ветки раскачал ( У-У-У),
"Шарик" тоже зарычал ( Р-Р-Р )'
Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш )!
И опять настала тишь ( Ш-Ш-Ш ).
УПРАЖНЕНИЕ 2
( Ш-Ш-Ш ) - шуршит опавший лист
( С-С-С ) - змеиный слышен свист
( Ж-Ж-Ж ) - шмели в саду жужжат
( Р-Р-Р ) - моторы тарахтят.
УПРАЖНЕНИЕ 3
" Маша заблудилась "
Плачет Маша: (А-А-А ),
А волчище. ( У-У-У)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её - (А-У)!
УПРАЖНЕНИЕ 4
(М-М-М) - мычит телёнок:
" Я уж не ребёнок."
( 3-3-3 ) - звенит пчела:
" Мёд я вам нашла!"
УПРАЖНЕНИЕ 5
Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),
Вороны кричат: ( КАР-Р-Р ),
Кони хрипят: (ХР-Р-Р),
Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),
Холодно мне: ( БР-Р-Р ).
УПРАЖНЕНИЕ 6
Летит вертолёт: (ДР-Р-Р ).
Трактор ревёт: ( ТР-Р-Р ).
Ночью настала тишь,
Спит наш малыш: ( Ш-Ш-Ш ).
УПРАЖНЕНИЕ 7
Пароход гудит: ( У-У-У )
Скоро к берегу приду!
УПРАЖНЕНИЕ 8
Самолёт летит: (Л-Л-Л ).
Автомобиль гудит: ( В-В-В ).
А мотор ревёт: ( Р-Р-Р).
Прокатиться всех зовёт: (ТР-Р-Р).
УПРАЖНЕНИЕ 9
"Паровозик"
Паровозик - ( Ч-Ч-ЧУ ),
"Прокатиться я хочу"!
УПРАЖНЕНИЕ 10
"Змея "
Шелестя, шурша травой ( Ш-Ш-Ш ),
Засвистел вдруг шнур живой ( С-С-С).
Во он встал и зашипел ( Ш-Ш-Ш ),
Подходи, кто очень смел ( Ц-Ц-Ц).
УПРАЖНЕНИЕ 11
" Кошка с собакой "
Зашипела, зафыркала кошка ( Х-Ф ),
Страшно стало собачке немножко ( Р-Р-Р ).
УПРАЖНЕНИЕ 12
" Пчела "
В дом свой, улей, пчела ( 3-3-3 )
Первый мёд принесла (3-3-3 )!
УПРАЖНЕНИЕ 13
" Волк и комарик "
Волк комарика ловил (3-3-3)
Себе лапой нос разбил ('У-У-У )!
Стой, комарик, я прошу ( У-У-У ),
Себе лоб я почешу (У-У-У).
УПРАЖНЕНИЕ 14
" Плотник "
Летят опилки белые ( Ф-Ф-Ф ), •
Летят из-под пилы ( Ш-Ш-Ш ).
Это плотник делает ( Ф-Ф-Ф)
Окна и полы ( Ш-Ш-Ш ).
УПРАЖНЕНИЕ 15
" Автомашина "
( В-В-В)- гудит автомашина.
(С-С-С)- прокол • спустилась шина.
УПРАЖНЕНИЕ 16
" Верблюд "
Зверь я горбатый ( Ф-Р-Р )!
Плююсь иногда я ( Б-Р-Р ) !
УПРАЖНЕНИЕ 17
" Индюки "
Индюки сошлись у ивы ( ИУ-ИУ-ИУ )!
Ишь, как мы с тобой красивы ( ИУ-ИУ-ИУ )
УПРАЖНЕНИЕ 18
Ослик маленький ( ИА ).
Знает ( И ) и знает ( А ).
УПРАЖНЕНИЕ 19
"Собачки"
„Заворчал живой замок ( Р-Р-Р ).
Лёг у двери поперёк ( Р-Р-Р ).
УПРАЖНЕНИЕ 20
" Чайник "
Закипел, исходит паром ( Щ-Щ-Щ)!
И свистит и пышет жаром ( С-С-С )!
Крышкой брякает, стучит ( Ч-Ч-Ч )!
"Эй, сними меня!"- кричит ( Ч-Ч-Ч )!
УПРАЖНЕНИЕ 21
" Паровоз "
Паровоз выпускает пар ( Щ-Щ-Щ ),
Далеко разлетается жар ( Щ-Щ-Щ )!
УПРАЖНЕНИЕ 22
" Ветер "
По полю рыщет ( У-У-У ),
Поёт и свищет ( С-С-С).
Деревья ломает ( Ш-Ш-Ш ).
К земле прижимает ( В-В-В ).
УПРАЖНЕНИЕ 23
" Жук "
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж ),
(ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) -
"Я с ромашкою дружу"!
УПРАЖНЕНИЕ 24
" Вертолёт "
Заверчу, закружу (ТР-РРР)!
В небеса улечу ( Р-РРР )!
“Учимся различать звуки но слуху( твёрдые и мягкие )”. В этой серии занятий Вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь Ваш малыш уже будет различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова
УПРАЖНЕНИЕ 1
Мама читает стишок:
Два самолёта мы с тобой
Ты маленький, а я большой.
Большом гудит, большой ревёт.
Звук (ЛЛЛ ) его в полёт зовет.
Он твердо произносится
И в небо прямо просится.
А маленький гудит не гак,
Он мягкий звук издать мастак:
(ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него.
Взлетает тоже высоко!
Мама спрашивает у ребенка:
Кик гудит большом самолет ?
( ЛЛЛ ) - должен ответил" ребёнок.
А как гуди! маленьким самолетик ?
(ЛЛЛ(ь)) - ответит малыш.
Правильно, большой самолёт гудит твердо ( ЛЛЛ )а
маленький самолётик гудит мягко (ЛЛЛ(ь)).
УПРАЖНЕНИЕ 2
Игра в звуковые пары : "Большой и маленький" 2 комарика:
( 333 ) - твёрдо звенит большой комарик:
(ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик.
Угадай-ка: Какой комарик сел ни зайку ?
"Большой, должен ответить малыш (потому, что он звенит
твердо, как звучит первый звук в слове зайка)".
А какой комарик сел на Зину ?
"Маленький, - должен ответить ребёнок (потому, что он звенит мягко, как звучит первый слог в слове Зина)". (Выделяя голосом звук ( 3 ) в слове ( ЗЗЗАЙКА ), помогите; убедиться в твердом звучании звука
( 3 )- ЗЗЗАЙКА - так звенит большой комарик) и мягком звучании звука (3(ь) -- 333ИНА -так звенит маленький комарик).
2 машины:
(ВВВ} - твердо гудит большая машина;
( ВВВ(ь)) - мягко гудит маленькая машина.
Угадай-ка: В какой машине едет Вася ?
"В большой,- должен ответить ребёнок (потому, что она гудит твердо, как звучит первый звук в слове Вася).
В какой машине едет Витя ?
"В маленькой, - должен ответить ребенок (потому, что она
гудит мягко, как звучит первый звук о слове Витя).
2 трактора:
( РРР)- твердо тарахтит большой трактор
( РРР(ь)) - мягко тарахтит маленький трактор.
Угадай-ка:
Какой трактор ведёт Рома?
А какой трактор ведёт Рита?
Лопнули 2 шарика - большой и маленький.
У большого шарика" воздухх выходит твердо ( ССС ),
А у маленького шарика мягко ( ССС(ь)).
Угадай-ка:
Кикой шарик был у Серёжи?
А какой шарик был у Саши?
Играйте с ребёнком в звукоподражания: жужжите, звените, Мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом.
Например: "В деревне и на лужайке":
( МММ ) - мычит телёнок,- МММОЛОКА ХОЧУ, К ММ МАМЕ ( мама даёт ребёнку образец выделения голосом звука ( М ), теперь пусть малыш произносит все слова на ( М ). но на языке теленка - МММАК, МММЯТА, МММОТЫЛЕК, МММЕД, МММОСТИК, МММЕСЯЦ
В таких игровых ситуациях ребёнок учится акцентировать внимание на одном Звуке, выделять его в слове голосом. ощущать мягкость и твёрдость произношения звуков.
Далее продолжайте упражняться с ребёнком но "Азбуке в Картинках", выделяя первый звук в слове и запоминая новые буквы( на А - арбуз, на О- ослик, на М - мотоцикл и т д.).