СИРОТЫ НЕБЕСНЫЕ Источник
http://www.gazetachel.ru Детей-сирот, не имеющих жилья, только в Челябинске более тысячи человек. Десятки брошенных малышей не могут попасть в Дома ребенка. С этими проблемами пришлось столкнуться недавно образованному городскому отделу опеки и попечительства.
Однако решение многих из этих вопросов по какой-то недоброй традиции тормозят непродуманные федеральные законы. Совершенно нелепая ситуация сложилась, к примеру, с обеспечением жильем челябинских сирот.
Более трехсот одиноких молодых людей, достигших 18 лет, покинули интернаты и детские дома и фактически остались без своего угла. Городской отдел опеки и попечительства временно определяет сирот в общежития, заключает договоры аренды на льготных условиях. Однако проблема остается достаточно острой.
При этом еще в ноябре прошлого года на приобретение жилья для этой категории граждан из областного бюджета было выделено более 18 млн. рублей. По нынешним ценам сумма достаточная, чтобы устроить судьбу не менее двадцати очередников. Если бы не одно «но»: федеральным приказом определены нормативы среднерыночной стоимости жилья в регионах. Приобретать квартиры для сирот Южного Урала органы опеки могут по цене чуть более 10 тысяч рублей за метр.
Цифра эта может и не взята Москвой с потолка, но напоминает среднюю температуру по больнице: федеральные эксперты почему-то не приняли во внимание, что в маленьких городах и районах стоимость жилищных «квадратов» в несколько раз ниже, чем в «миллионниках». Тем более таких «строительно-неспокойных», как Челябинск, где метр самой простенькой жилплощади вряд ли удастся приобрести менее чем за 20 тысяч…
Городская опека обратилась за помощью в правительство области, однако там развели руками: закон есть закон. Ищите компании, которые возьмутся выполнить такой социальный заказ. Однако фирм, желающих заняться благотворительностью в нынешнее неспокойное время, прямо скажем, немного. В итоге выделенные средства лежат, квартиры дорожают, а очередь пополняется все новыми нуждающимися. Среди них – молодые люди, вернувшиеся из рядов Вооруженных сил, выпускники учебных заведений, а также отбывшие срок малолетние заключенные. Где могут оказаться завтра обездоленные парни и девчонки, остается только догадываться.
Еще одна серьезная проблема касается сирот в возрасте до трех лет. Дело в том, что детские дома принимают подопечных только на четвертом году жизни. Грудные малыши, волею судьбы оставшиеся без опеки родителей, должны направляться в специализированные дома ребенка. На территории Челябинска их всего три и все они переполнены.
На базе городской больницы №7 было создано отделение на несколько социальных коек, но проблему это не решило. Сегодня «грудничков» распределяют по неспециализированным лечебным учреждениям, где из-за недостатка финансирования нет никакой возможности обеспечить им надлежащий уход и питание. Родительницы, попадающие в больницы со своими детьми, видят, что «социальным» палатам не хватает порой самого элементарного: одеял, бутылочек, молочных смесей. Не говоря уже о том, что на них редко приходится хотя бы одна персональная медсестра.
Усугубляется ситуация тем, что в последний год наметилась тенденция к снижению числа усыновлений. Вернее, из-за усложнившейся процедуры стало сложнее передать ребенка на усыновление иностранной семье. «Отечественные» же родители, вопреки расхожему мнению, в очередь возле отделов опеки никогда не выстраивались.
По мнению специалистов, изменить сложившуюся ситуацию можно было бы с двух сторон: во-первых, ввести льготы или дотации для семей, решившихся на усыновление. Сегодня приемные родители могут рассчитывать только на мизерное детское пособие. Во-вторых, организовать в Челябинске еще хотя бы один, четвертый, дом малютки. Даже 20-30 дополнительных мест отчасти снизили бы напряжение. Но видимо, осиротевшим малышам придется потерпеть, пока не начнется реклама очередного национального проекта.
Юлия ЛИВШИЦ