ГАСТАРБАЙТЕРЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ Нацпроект «Здоровье» на Южном Урале вытянут на своих плечах врачи из Таджикистана?Источник
www.gazetachel.ru Главной задачей нацпроекта «Здоровье», как неоднократно провозглашалось с высоких трибун, определено укрепление пришедшего в упадок за 15 лет реформ первичного звена системы российского здравоохранения, то есть службы участковых врачей и педиатров. Это логично: при неудовлетворительном состоянии медицины «внизу» отдельные островки «медицины высоких технологий» окажутся практически бесполезны.
Итак, во главу угла ставится всеобщая диспансеризация, иммунизация, профилактика и ранняя диагностика серьезных заболеваний, выполняемая силами участковых врачей при поддержке узких специалистов. Побудительным мотивом для медиков призваны стать пресловутые «президентские» 10 тысяч.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
За первый квартал 2006 года дополнительные выплаты к заработной плате получили более 2,8 тысяч медицинских работников первичного звена на общую сумму более 85 миллионов рублей. В апреле доплаты были выданы с учетом уральского коэффициента (плюс перерасчет за январь-февраль). Зарплата врача в среднем выросла до 16 тысяч рублей, медицинской сестры - до девяти тысяч рублей. С начала года в области выдано 12,5 тысяч родовых сертификатов на сумму 42 миллиона рублей. Это позволило увеличить зарплату медперсоналу учреждений родовспоможения, дополнительно закупить расходные материалы. С 1 апреля в области введены стимулирующие коэффициенты по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, начата вакцинация школьников от гепатита В, дополнительная подготовка и переподготовка кадров.
Как сообщил министр здравоохранения области Виктор Шепелев, с середины апреля начнутся поставки медицинского оборудования из федерального центра. На эти цели из федерального бюджета направлено 357 миллионов рублей, еще 91 миллион рублей ассигнуют на закупку автотранспорта. В областном бюджете 2006 года также запланированы средства на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования. В том числе, 115 миллионов рублей для детского онкогематологического центра. 192 миллиона рублей - для областного кардио-сосудистого центра, а также 72 миллиона рублей - областному онкологическому диспансеру. Кроме того, за счет средств областного бюджета планируется отремонтировать 704 фельдшерско-акушерских пункта…
Это официальные цифры. Причем сомневаться в их достоверности, по большому счету, оснований нет. Но где же восторженные клики пациентов, ощутивших на себе благодетельные последствия медицинских новаций? Почему мы их не слышим? Спросите любого из больничной очереди - они никуда не делись! - и вам расскажут, что попасть на прием к узкому специалисту стало труднее, чем раньше. Что карточку в регистратуре находят только после угрозы обратиться к завполиклиникой. Что врач почему-то не встречает больного (теоретически несущего ему дополнительный заработок) лучезарной улыбкой и в упор не видит элементарную ангину, не говоря уже о ранней диагностике чего-то более серьезного.
Что происходит? Рассмотрим изнанку нацпроекта «Здоровье».
Прежде всего обратите внимание, как с момента известного заявления Владимира Путина сместились акценты. Первоначально обещанная надбавка воспринималась как своего рода «извинение государства» за годы нищеты врачей и медсестер и некое восстановление справедливости, но очень быстро эти деньги превратились в стимул выполнения дополнительных - и весьма обременительных - обязанностей. Причем объем этих обязанностей - и штрафные санкции за их ненадлежащее выполнение - не определены федеральным центром, а отданы на откуп руководителям лечебных учреждений. Которые, с одной стороны, опасаются «попасть под раздачу», когда сверху вдруг задним числом объявят новые правила игры, а с другой, используют неожиданные полномочия как рычаг давления на медицинский персонал. Короче говоря, врачи, узнав о реальных размерах обещанных им доплат, не скрывают раздражения, поскольку оказалось, что на руки они могут получить значительно меньше, нежели официально сообщила власть и на условиях, представляющихся мало выполнимыми. Кроме того, прибавка не гарантирована, а целиком зависит от отношения к врачу его начальства.
Какие коллизии возможны - и происходят! - при этом, GazetaChel.ru уже рассказывала в материале «Исход участковых». Вряд ли стоит повторяться. Скажем лишь, что в итоге осуществления нацпроекта в одной отдельно взятой детской поликлинике шанс попасть на прием к узким специалистам заметно упал, а участковая служба вообще оказалась под угрозой. Можно, конечно, сказать, что это вопиющий случай (хотя вряд ли), но пациентам от этого не легче.
А еще в числе обиженных остаются врачи и медсестры лечебных учреждений южноуральских ЗАТО, которые пока не могут рассчитывать как на прибавку, так и на новое медицинское оборудование в рамках нацпроекта. А еще - фельдшеры, на некоторых участках фактически исполняющие функции участковых врачей, но не имеющих права на доплаты.
Позиция областного правительства, кстати, заключается в том, что эти должности, в конечном итоге, должны быть заняты специалистами с высшим образованием. И это, вообще говоря, правильно. Те субъекты РФ, которые сегодня выберут путь выплат этой категории из региональных бюджетов, рискуют законсервировать сложившуюся ситуацию навсегда. Поскольку она устроит и муниципальных чиновников (не будет болеть голова о том, где найти квалифицированных врачей первичного звена), и чиновников федеральных (в смысле экономии бюджета), и, пожалуй, самих фельдшеров. Ущемленными будут только интересы больных.
Но вот вопрос: каким образом замещать те 411 вакансий врача первичного звена и 338 медицинских сестер, существующие в области на середину апреля?
Весьма показательным в этом плане является пример Челябинска. В столице Южного Урала сегодня 457 территориальных терапевтических и 282 педиатрических участка в муниципальных учреждениях города. При этом укомплектованность участковыми педиатрами составляет 95%, врачами общей практики - примерно 86,4%, а терапевтами и медсестрами - лишь 71,9 и 58%.
По словам заместителя главы города по вопросам здравоохранения Виталия Тесленко, количество участковых терапевтов необходимо увеличить минимум до 85%, а участковых медсестер - до 90%. Каким же образом?
По признанию чиновников, «только за счет молодых специалистов это сделать невозможно - им зачастую нужна карьера, молодые врачи могут неожиданно уволиться, поступить в ординатуру или аспирантуру». Но заметим, что до того, как устремиться к карьерным вершинам (ступеньками к которым являются ординатура либо аспирантура), либо скромно занять место в кабинете участкового врача, выпускник лечфака ЧГМА должен еще закончить интернатуру. Год обучения в интернатуре - 30 тысяч рублей. На 316 выпускников - 90 мест. А вы говорите - карьера…
Откуда тогда брать кадры? Первый путь - переобучение «узких специалистов». В итоге, что бы на сей счет не говорилось, мы обескровливаем соответствующие службы (с последствиями чего уже столкнулись многие пациенты) и… получаем слабо подготовленных участковых терапевтов. Но чего не сделаешь, чтобы отчитаться о выполнении нацпроекта. Впрочем, если в 2007 году «спецам» действительно повысят зарплату, этот кадровый ручеек если не иссякнет, то порядком обмелеет.
Второй путь - привлечение на участки «готовых врачей» извне. К примеру, из сельских районов области. Их население и местные власти, которым тоже предстоит отчитываться за исполнение нацпроекта «Здоровье», это не обрадует. И, пожалуй, областное правительство тоже.
Опять-таки, что может предложить им Челябинск? Достойную зарплату? А чем она будет отличаться от той, которую они уже получают? Два ведомственных общежития на сорок однокомнатных квартир, находящиеся на балансе ГКБ № 3? (Тезис вице-мэра Челябинска по здравоохранению Виталия Тесленко о том, что семья из двух медицинских работников сможет позволить себе и ипотеку мы, с позволения читателя, комментировать здесь не будем).
Зато эти непритязательные условия могут показаться вполне привлекательными врачам из Казахстана и Таджикистана. Этот вариант (по которому пошли, в частности, воронежские власти) сегодня вполне серьезно обсуждают и в Челябинске.
А почему, собственно, нет? В конце концов, сегодня российская армия предлагает - в обмен на предоставление гражданства - занять место в своих рядах жителями республик экс-Союза. Преподаватели, по тем или иным причинам покинувшие Казахстан и прочие азиатские провинции бывшей империи, давно прописались в южноуральских школах и вузах - на местах, оставленных в поисках лучшей доли местными уроженцами. Таджикский говор на многочисленных стройках области не оставляет сомнений, что и нацпроект «Доступное жилье» в надежных руках. Профессионализма, может, и не хватает, зато старательности хоть отбавляй. Причем на смешных условиях и за скромные деньги.
Теперь, стало быть, можно быть спокойным в этом плане за нацпроект «Здоровье». Последние сомнения на сей счет развеял все тот же вице-мэр Виталий Тесленко. На вопрос корреспондента GazetaChel.ru, осведомившегося относительно квалификации «участковых из Таджикистана», чиновник ответил: «В первичном звене главное - энергия и любовь к людям!»
И - будьте здоровы!
Сергей БЕРЕЗИН