swetok
|
 |
« : 05 Декабря , 2009, 01:05:01 » |
|
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПРАВИЛЬНОЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?
В настоящее время редко можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходило в полном соответствии с закономерностями онтогенеза.
Если ребёнок развивается, не нарушая этих закономерностей, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают целый ряд рефлексов и позволяют ребёнку без искажений осваивать пространственную сферу.
Сначала, лёжа на спине, ребёнок видит потолок - глазами начинает воспринимать горизонтальную плоскость. Лежа на животе поднимает взгляд вверх - вниз и начинает воспринимать вертикаль. При этом голова совершает изолированные движения , а не вместе с телом. Затем, когда ребёнок садится, у него свободны руки, он начинает манипулировать предметами. И далее происходит прорыв в освоении пространства - перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению. Ребёнок ползает, двигается, с ним занимаются родители.
Ползание помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями мозга. Это способствует развитию ассоциативных связей, создает возможность более полного раскрытия потенциала мозга.. Так же совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга.
Благодаря ползанию развивается еще и тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле, так называемая схема тела.
Именно в раннем детстве последовательно формируются пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Формируется возможность обозначения пространственных представлений словами, понимание и употребление предлогов и слов, понимание сложных речевых конструкций, пространственно-временных, причинно-следственных отношений и конструкций в речи. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что, благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у школьника возможны проблемы при письме - ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении, у него грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Ползание является профилактикой проблем с чтением и письмом в школе.
Если развитие ребёнка происходило с искажением, а значит пространство было освоено не в полной мере, то и восприятие пространства будет искаженным, что и происходит, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых и внутриутробно. Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются.
Часто ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем вдруг, как-то очень быстро повернулся и сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. При этом у ребёнка имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Часто это сохраняется это у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок будет склонен к травматизму.
При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, хаотичность восприятия. Игнорируется левая сторона поля, и также часты структурно-топологические ошибки.
И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его видит, то он такой мир искажает. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше. И если на это не обращать внимания, не корректировать возникает целый ряд феноменов.
Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие. Речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом. Именно поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой потому, что через движение идёт воздействие и на речевые зоны.
Таким образом, можно видеть целые цепочки проблем , когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать.
Родителям важно обратить внимание на перечисленное ниже.
Ваш ребёнок: - получил родовую травму; - имел травмы головы; - получил общий наркоз; - мало ползал или не ползал совсем; - часто болел, принимал антибиотики; - имеет повышенный или пониженный тонус; - родился с помощью кесарева сечения? - имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.
Сейчас он: - медлителен или излишне активен; - плохо усваивает учебный материал; - не сразу вас понимает, откликается не сразу; - двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; - невнимателен, часто отвлекается; - быстро устаёт; - имеет проблемы с памятью; - пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально; - не может описать картинку, скопировать рисунок; - с трудом высиживает более 15 минут на одном месте; - пишет, рисует левой рукой;
Нейропсихологическая диагностика и коррекция – самый эффективный подход для решения этих проблем.
(К сожалению, не помню, откуда копировала статью. Если кто-то подскажет авторство, буду очень благодарна.)
|