Анюська
|
 |
« Ответ #1 : 28 Октября , 2006, 22:19:16 » |
|
КАК ИЗМЕРИТЬ ТАЛАНТ?
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно? Предлагаем вам, дорогие читатели, систему обследования, ориентированную на выявление способностей ребенка уже с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Эта стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас. Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и даже родителями. ТЕСТ-АНКЕТА
для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности
Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он: - интересуется самыми разными механизмами и машинами; - любит конструировать модели, приборы; - сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; - может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения; - любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов; - интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой. Ребенок имеет музыкальный талант, если он: - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; - если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; - сочиняет свои собственные мелодии; - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте. У ребенка способности к научной работе, если он: - обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям; - умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; - любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе; - часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; - не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. Артистический талант проявится у ребенка, если он: - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; - с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтоб его зрители были взрослые; - с удивляющей легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; - пластичен и открыт всему новому; - любит и понимает значение красивой или характерной одежды. У ребенка незаурядный интеллект, если он: - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; - обладает хорошей памятью; - легко и быстро схватывает новый "учебный" материал; - задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; - любит читать книги, причем по своей собственной "программе"; - обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно; - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.); - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив; - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реаae?oao на все новое и неожиданное в жизни. У ребенка спортивный талант, если он: - очень энергичен и все время хочет двигаться; - смел до безрассудности и не боится синяков и шишек; - почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; - предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; - кажется, он никогда всерьез не устает; - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает. У ребенка литературное дарование, если он: - рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; - выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета; - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными; - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он: - не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения; - в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося; - серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж: - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное; - не робеет высказать собственное мнение мнение даже о классических' произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни". Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.
|