"ДОЖДЬ" И ГОСПАТРИОТЫ. В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО КОЩУНСТВА
Запретные вопросы
Конечно, человек живет не в мире, а в мифе. И в этом смысле бывает множество оскорбительных вопросов. Сократ поплатился жизнью за непочтение к богам, которых не то что сейчас, а всего несколько веков спустя никто всерьез не мог бы считать богами. Когда-то вполне оскорбительным был вопрос о месте Земли во Вселенной. ...Советским социологам были строго-настрого запрещены множество вопросов. Нельзя было спросить, верите ли вы, что на всей земле победит коммунизм. Но это не спасло коммунизм от неверия, а Коммунистическую партию от краха и потери власти.
Совет в Филях
Если же сам по себе вопрос – можно или нельзя сдать город врагу – преступен, то надо выкинуть тело Кутузова из Казанского собора в Петербурге, заменить его имя в учебниках на имя Ростопчина, вырезать сцену совета в Филях из «Войны и мира», а лучше запретить всю «Войну и мир», и на освободившееся место повесить везде копию знамени Победы.
Надо или не надо было сдавать Кутузову Москву, Фемистоклу Афины, французам Париж, евреям Иерусалим, немцам Кенигсберг, южным вьетнамцам Сайгон, персам Сузы и Вавилон – совершенно законные исторические вопросы.
Я очень живо представляю себе дискуссию на канале «Россия» на эту тему с народным голосованием, после которого все еще раз должны были убедиться в полном общенациональном единстве по этой важной теме. Ведь чуть ли не еженедельно государственные СМИ задают кощунственные вопросы: хорошим ли руководителем страны был Иосиф Сталин, были ли оправданы массовые репрессии международной обстановкой, нужно ли было уничтожать русских крестьян ради индустриализации. Мало того, на них публично получают вполне кощунственные ответы.
Оправдано, нужно, так им и надо. Получается, что своим можно убить миллион, а чужим нельзя. А ведь никому нельзя. То, что у своего есть какое-то преимущественное право на убийство другого своего, – совершенно кощунственный ответ. Ровно так в гитлеровской Германии и оправдывали уничтожение евреев – международной обстановкой: недостаточно лояльны, недостаточно надежные граждане для нынешних суровых времен.
Вопросы в государственных СМИ ставятся с неменьшей импликацией ответа, что и на «Дожде». Из них почему-то следует, что индустриализацию невозможно было провести, не уничтожая крестьян – непонятно, как с ней справились гораздо более индустриальные США, Франция и та же Германия. Что не сдаться врагу можно было, только проведя массовые репрессии ненадежных сограждан. Удивительно в таком случае, как не сдалась врагу Великобритания. Это ведь как связывать Гитлера и дорожное строительство: как если бы другие развитые страны не построили дорог без нацистских концлагерей.
Рейдерский захват истории
Самое печальное, что я наблюдаю по этому поводу, – это рейдерский захват истории, ничем не обоснованное право представлять в ней правую сторону.
Я как давний московский водитель заметил: те, кто навешивает себе на машину георгиевскую ленточку, тем более всякие гордые надписи вроде «Т-34» или «На Берлин», агрессивно ведут себя на дороге. Они победители. Только побеждают – обгоняют, оттесняют и подрезают – они в основном своих же соотечественников. В то время как реальные исторические солдаты шли на Берлин, за своих соседей по дому, по тротуару, по улице и погибали за них, эти, с бесплатной ленточкой, сплошь и рядом отрицают их существование, видят в соседях по улице врагов.
Ну вот, собственно, это умение вроде бы патриотов видеть в соотечественниках прежде всего врагов, а не тех, за кого надо постоять, и проявилось во всей истории с «Дождем».
Общественность, сокращая поле для вопросов, ведет себя неразумно. Когда ей захочется задать свой вопрос, может оказаться, что негде будет и не дадут.
<a href='vklink://view/?http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1049956.jpg?1391034157'>
http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1049956.jpg?1391034157 </a>
<a href='vklink://view/?http://slon.ru/world/voprosy-1049956.xhtml'>
http://slon.ru/world/voprosy-1049956.xhtml </a>