27 декабря состоялось заседание коллегии Минобрнауки России, на которой первый вопрос формулировался так: «О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации». Пресс-релиз МОН РФ об этом событии имеет заголовок: «Третью версию законопроекта об образовании планируется внести в Правительство России». Предполагается, что оно внесет его на рассмотрение Государственной Думы весной, а в действие он вступит в 2013 году.
На самом деле вноситься будет не та «третья версия», которая была опубликована в интернет в июле 2011 года и вызвала поток критических замечаний, в том числе и на РНЛ, а другая – «3.0.2», вывешенная на сайте министерства 11.10.2011 перед парламентскими слушаниями с учетом замечаний и предложений от министерств, ведомств и субъектов федерации, которые продолжают поступать.
....
Однако как минимум один принципиально важный вопрос остался без ответа. Это вопрос о границе между бесплатным (для обучающихся и их родителей) и платным образованием.
В статье 5 (п. 3) по-прежнему утверждается, что бесплатной гарантируется только в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Но требования законопроекта к стандартам сформулированы так, на практике остается большой простор для произвола администрации учебного заведения.
В этом законопроект продолжает линию ревизии в 2007 году исходного варианта закона «Об образовании», в котором была запись о том, что Российская Федерация «устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Этот минимум содержания и есть то, что в обязательном порядке должно преподаваться бесплатно.
Сейчас описания содержания образования в образовательном стандарте нет и быть не может. Так предписано в действующей версии закона «Об образовании» и повторено в законопроекте.
Вместо этого в законопроекте есть такая формулировка в ст. 11: «4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему».
Нетрудно заметить, что для термина «объем» нет соответствующего термина в единственном числе: и программы и их части – во множественном. Кроме того, надо догадываться, что «объем», скорее всего, относится к программам, а не к частям программ. Было бы грамотнее и четче сначала сказать об объемах программ, а потом о структурах, соотношениях двух частей. Но дело не только в том, что конструкция этой нормы громоздка и не вполне грамотна.
Главная содержательная проблема – что такое «объем» образовательной программы, в каких единицах он измеряется?
Таким образом, граница бесплатности оказывается «резиновой», причем в нескольких измерениях.
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/12/30/leonid_grebnev_nedostatok_professionalizma_ili_stremlenie_zamutit_vodu/ http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/08/evgenij_tkachenko_versiya_303_proekta_zakona_ob_obrazovanii_v_rf_povtoryaet_otvergnutye_ekspertami_i_obwestvennostyu_idei/