Монтессори и религия вообще и православие в частности.
Сама верующий человек, она и обучение ребенка – вернее, самообучение – в своей систме представляла формирование у ребенка прообраза «будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания». При этом в системе нет собственно религиозного обучения (хотя, как вы могли увидеть, как действительно верующий человек, Монтессори именно на основе своего мировоззрения строила систему) – поэтому, если вы боитесь католического или даже некоего теософского влияния тут, похоже, переживать не стоит. Но если вы читали, что написано выше, вы уже поняли, что система Монтессори очень сильно связана с ее мировоззрением. И в чем оно христианское, в чем – нет, так запросто не разберешься. Если именно этот момент напрягает – единственное предложение: сходите, поговорите с воспитательницей. У нее самой какие взгляды на то, что вам дороже всего? Может, она сама – православный человек, и ей по барабану, чем там увлекалась Монтессори, главное – кубики и столики, которые эта великая педагогиня изобрела.
Но попробуем разобраться с элементами системы, которые противоречат православию.
Ведь в качестве неправославности Монтессори обвиняют в отрицании послушания ребенка – но ведь мы видели, что это обвинение не обосновано. Если считать неправославным снятие воспитателя с пьедестала авторитета – тоже непонятно, в чем здесь можно обвинять Монтессори. Ведь учитель у нас один – Господь, в конце концов. Но вот какое обвинение Монтессори выдвигает иерей Александр Любимов: «Сама Монтессори никогда не выходила замуж, а от рожденного вне брака ребенка отказалась, - чтобы посвятить себя воспитанию чужих детей, как пишут её биографы. Т.е. она отвергает семью как таковую. В христианском же понимании именно брак является самой благой, естественной, и по существу единственной формой жизни на земле. Также и воспитание детей происходит в первую очередь именно в семье, а потеря ребенком семьи понимается как трагедия. Естественно, что отрицание традиционных оснований жизни, и в первую очередь семьи, приводит Монтессори ко многим противоречиям. Она, например, противопоставляет школу – родителям. (В описании её метода встречаются такие, например, фразы: «если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают…»)». Если вспомнить о том, что по учению православной Церкви именно родители должны воспитывать детей, то остается только признать: в разделении детей и родителей педагогика Марии Монтессори оказывается действительно далека от православия.
Можно найти оправдание для Монтессори в том, что свои «Дома Ребенка» она создавала для семей рабочих, которые были вынуждены оставлять детей вообще без надзора... И еще в том, что многие системы дошкольного воспитания не признают родителей как главных воспитателей детей, начиная с обычного советского садика... Здесь снова – решение за конкретными родителями, которые познакомятся с конкретным воспитателем.
Если вас беспокоит подготовка к школе (если только не идет речь о некоей особенной школе), то здесь можно не переживать: знаний ребенок получит даже больше необходимого. Если смущает то, что ребенок не научится здесь сидеть за партой и все такое – имейте в виду, что «домашний» ребенок также не знаком с классно-урочной муштрой.
Отдавать ли ребенка в садик Монтессори?
• Не стоит ограничиваться знакомством с представленным здесь материалом. Мало прочитать об этой системе, даже услышать из уст учителей-последователей Монтессори. Имеет смысл – впрочем, как и во всех других случаях – сходить в тот монтессори-садик, который вы наметили, поговорить с родителями, воспитателем. Может оказаться, что вы в восторге от концепции Монтессори, но воплощение системы в данном заведении совсем не совпадает с вашим представлением. Или запросто может оказаться наоборот: вас напрягли многие моменты в «учении», но воспитатель в ближайшем монтессори-садике скорректировал систему именно как вы посчитали бы правильным и эта воспитательница как личность – тот человек, которому вы доверите ребенка.
Что я решила для себя?
Как и в любой другой системе здесь обязательно есть свои плюсы и минусы, и тем более каждый может найти как близкое, так и неприемлемое. Меня вдохновляет идея разновозрастной группы – не случайно Монтессори сравнивает ее с многодетной семьей. Вообще многое из системы Монтессори можно применить в семье. Например, положение о создании особой педагогической атмосферы, воспитывающей ребенка – в противовес системе, в которой ребенок – объект постоянного воспитательного прессинга. Это удобно как раз многодетной маме: не устраивать детям-дошкольникам специальные домашние уроки, а устроить в детской возможность доступа к самым разным занятиям. И не только в детской... Только надо помнить о том, что выхватывая какой-то элемент системы, рискуешь не получить чего-то очень важного. Читая Марию Монтессори, я радовалась возможности по-другому посмотреть на своих детей и на свое общение с ними: ведь мамская воспитательная каждодневная работа часто превращает воспитание в рутину, и даже обузу, за которой уже не видно ребенка. А Монтессори как раз один из тех людей, которые затавляют взглянуть не на себя, не на практические проблемы (как заставить их застилать свои постели?!) – а на конкретного человечка, удивительного и неповторимого, которого Господь поселил рядом с тобой и доверил тебе его воспитание... Особенно мне понравилась статья Монтессори, которую я привожу в конце этой подборки.
Но в садик Монтессори я своих детей не отдам. Она создавала свою систему для больных деток – пусть они и пользуются ею; она создавала Дома Ребенка для детей, у которых родители целый день вынуждены быть на работе – а я могу позволить себе воспитывать их дома.
Но как поступите вы – решать только вам. Вы в ответе за своих детей, а я – за своих.
Слово Марии Монтессори.
Дети любят взрослых.
Ребенок чувствителен ко всему, что он воспринимает от взрослых. Он хочет подчиняться взрослому во всех отношениях. Мы даже не представляем себе, насколько он готов к повиновению <...>
Ребенок восприимчив и чувствителен в такой степени, что взрослому следует хорошенько контролировать свои слова и действия, потому что буквально все запечатлевается в сознании ребненка. Он весь – послушание, потому что послушание есть его образ жизни. Он любит и почитает взрослого, из уст которого выходит мудрость, которая помогает ему жить.
Дети любят взрослых, и это то, что мы должны знать о них. Тем не менее мы постоянно говорим о том, как родители и учителя сильно любят детей. Некоторые даже объясняют, как надо научить детей любить своих матерей, отцов, учителей – всех взрослых. Что это за инструктора? Чаще всего те, кто оценивает всю детскую деятельность как дурное поведение и карают за ошибочный посупок. Взрослый не может стать учителем любви без специальных усилий, без раскрытия своего сознания на это видение мира, более громадный, чем его собственный.
Да, дети глубоко любят взрослых. Когда ребенок хочет спать, он хочет делать это в присутствии взрослых, тех, кого он любит. Но взрослый при этом думает: «Эти глупости надо прекратить! Мы испортим ребенка, если будем стоять у его кроватки»! <...>
Кто еще выплакивает пылкое желание быть с нами, пока мы едим? И с какой грустью мы произнесем в один прекрасный день: «Никто сейчас не плачет из-за того, что меня нет рядом с тем, кто засыпает, никто не думает обо мне...» Только ребенок один помнит и говорит каждую ночь: «Не покидай меня, побудь со мной».
Иногда ребенок просыпается утром и идет будить своих родителей, которым хотелось бы еще поспать. Взрослые выражают недовольство по этому поводу. Но ребенок – это целомудренное создание – ведет себя так, как и следовало бы вести. Когда солнце всходит, всем следовало бы вставать. Ребенок идет к родителям, как будто говоря: «Учитесь жить разумно. Вставайте! Утро пробуждает вас». Но ребенок не учитель. Он только любит своих родителей: «Я не бужу тебя, мама, я только поцеловал». Часто ли кто-то в жизни идет к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать? А мы осуждаем ребенка. Мы считаем его поступок дурным поведением, которое должно быть исправлено.
Ребенок любит пробуждение не только по утрам. Ему нравиться бодрое состояние отца и матери, которые, увы, часто остаются спящими всю жизнь. Мы все имеем тенденцию спать. Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования <...>
(Цит. по: Монтессори. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999).
http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=193&Itemid=3