Главная Форум Доска объявлений Конкурсы Совместные закупки  
                  
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Отправить эту тему  |  Печать  
Монтессори и религия вообще и православие в частности.
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Asi
вечный житель
********

Карма: 173
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9151



Награды
« : 22 Февраля , 2011, 11:55:19 »

Монтессори и религия вообще и православие в частности.

Сама верующий человек, она и обучение ребенка – вернее, самообучение – в своей систме представляла формирование у ребенка прообраза «будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания». При этом в системе нет собственно религиозного обучения (хотя, как вы могли увидеть, как действительно верующий человек, Монтессори именно на основе своего мировоззрения строила систему) – поэтому, если вы боитесь католического или даже некоего теософского влияния тут, похоже, переживать не стоит. Но если вы читали, что написано выше, вы уже поняли, что система Монтессори очень сильно связана с ее мировоззрением. И в чем оно христианское, в чем – нет, так запросто не разберешься. Если именно этот момент напрягает – единственное предложение: сходите, поговорите с воспитательницей. У нее самой какие взгляды на то, что вам дороже всего? Может, она сама – православный человек, и ей по барабану, чем там увлекалась Монтессори, главное – кубики и столики, которые эта великая педагогиня изобрела.

Но попробуем разобраться с элементами системы, которые противоречат православию.
Ведь в качестве неправославности Монтессори обвиняют в отрицании послушания ребенка – но ведь мы видели, что это обвинение не обосновано. Если считать неправославным снятие воспитателя с пьедестала авторитета – тоже непонятно, в чем здесь можно обвинять Монтессори. Ведь учитель у нас один – Господь, в конце концов. Но вот какое обвинение Монтессори выдвигает иерей Александр Любимов: «Сама Монтессори никогда не выходила замуж, а от рожденного вне брака ребенка отказалась, - чтобы посвятить себя воспитанию чужих детей, как пишут её биографы. Т.е. она отвергает семью как таковую. В христианском же понимании именно брак является самой благой, естественной, и по существу единственной формой жизни на земле. Также и воспитание детей происходит в первую очередь именно в семье, а потеря ребенком семьи понимается как трагедия. Естественно, что отрицание традиционных оснований жизни, и в первую очередь семьи, приводит Монтессори ко многим противоречиям. Она, например, противопоставляет школу – родителям. (В описании её метода встречаются такие, например, фразы: «если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают…»)». Если вспомнить о том, что по учению православной Церкви именно родители должны воспитывать детей, то остается только признать: в разделении детей и родителей педагогика Марии Монтессори оказывается действительно далека от православия.
Можно найти оправдание для Монтессори в том, что свои «Дома Ребенка» она создавала для семей рабочих, которые были вынуждены оставлять детей вообще без надзора... И еще в том, что многие системы дошкольного воспитания не признают родителей как главных воспитателей детей, начиная с обычного советского садика... Здесь снова – решение за конкретными родителями, которые познакомятся с конкретным воспитателем.

Если вас беспокоит подготовка к школе (если только не идет речь о некоей особенной школе), то здесь можно не переживать: знаний ребенок получит даже больше необходимого. Если смущает то, что ребенок не научится здесь сидеть за партой и все такое – имейте в виду, что «домашний» ребенок также не знаком с классно-урочной муштрой.

Отдавать ли ребенка в садик Монтессори?
• Не стоит ограничиваться знакомством с представленным здесь материалом. Мало прочитать об этой системе, даже услышать из уст учителей-последователей Монтессори. Имеет смысл – впрочем, как и во всех других случаях – сходить в тот монтессори-садик, который вы наметили, поговорить с родителями, воспитателем. Может оказаться, что вы в восторге от концепции Монтессори, но воплощение системы в данном заведении совсем не совпадает с вашим представлением. Или запросто может оказаться наоборот: вас напрягли многие моменты в «учении», но воспитатель в ближайшем монтессори-садике скорректировал систему именно как вы посчитали бы правильным и эта воспитательница как личность – тот человек, которому вы доверите ребенка.

Что я решила для себя?
Как и в любой другой системе здесь обязательно есть свои плюсы и минусы, и тем более каждый может найти как близкое, так и неприемлемое. Меня вдохновляет идея разновозрастной группы – не случайно Монтессори сравнивает ее с многодетной семьей. Вообще многое из системы Монтессори можно применить в семье. Например, положение о создании особой педагогической атмосферы, воспитывающей ребенка – в противовес системе, в которой ребенок – объект постоянного воспитательного прессинга. Это удобно как раз многодетной маме: не устраивать детям-дошкольникам специальные домашние уроки, а устроить в детской возможность доступа к самым разным занятиям. И не только в детской... Только надо помнить о том, что выхватывая какой-то элемент системы, рискуешь не получить чего-то очень важного. Читая Марию Монтессори, я радовалась возможности по-другому посмотреть на своих детей и на свое общение с ними: ведь мамская воспитательная каждодневная работа часто превращает воспитание в рутину, и даже обузу, за которой уже не видно ребенка. А Монтессори как раз один из тех людей, которые затавляют взглянуть не на себя, не на практические проблемы (как заставить их застилать свои постели?!) – а на конкретного человечка, удивительного и неповторимого, которого Господь поселил рядом с тобой и доверил тебе его воспитание... Особенно мне понравилась статья Монтессори, которую я привожу в конце этой подборки.
Но в садик Монтессори я своих детей не отдам. Она создавала свою систему для больных деток – пусть они и пользуются ею; она создавала Дома Ребенка для детей, у которых родители целый день вынуждены быть на работе – а я могу позволить себе воспитывать их дома.
Но как поступите вы – решать только вам. Вы в ответе за своих детей, а я – за своих.


Слово Марии Монтессори.
Дети любят взрослых.
Ребенок чувствителен ко всему, что он воспринимает от взрослых. Он хочет подчиняться взрослому во всех отношениях. Мы даже не представляем себе, насколько он готов к повиновению <...>
Ребенок восприимчив и чувствителен в такой степени, что взрослому следует хорошенько контролировать свои слова и действия, потому что буквально все запечатлевается в сознании ребненка. Он весь – послушание, потому что послушание есть его образ жизни. Он любит и почитает взрослого, из уст которого выходит мудрость, которая помогает ему жить.
Дети любят взрослых, и это то, что мы должны знать о них. Тем не менее мы постоянно говорим о том, как родители и учителя сильно любят детей. Некоторые даже объясняют, как надо научить детей любить своих матерей, отцов, учителей – всех взрослых. Что это за инструктора? Чаще всего те, кто оценивает всю детскую деятельность как дурное поведение и карают за ошибочный посупок. Взрослый не может стать учителем любви без специальных усилий, без раскрытия своего сознания на это видение мира, более громадный, чем его собственный.
Да, дети глубоко любят взрослых. Когда ребенок хочет спать, он хочет делать это в присутствии взрослых, тех, кого он любит. Но взрослый при этом думает: «Эти глупости надо прекратить! Мы испортим ребенка, если будем стоять у его кроватки»! <...>
Кто еще выплакивает пылкое желание быть с нами, пока мы едим? И с какой грустью мы произнесем в один прекрасный день: «Никто сейчас не плачет из-за того, что меня нет рядом с тем, кто засыпает, никто не думает обо мне...» Только ребенок один помнит и говорит каждую ночь: «Не покидай меня, побудь со мной».
Иногда ребенок просыпается утром и идет будить своих родителей, которым хотелось бы еще поспать. Взрослые выражают недовольство по этому поводу. Но ребенок – это целомудренное создание – ведет себя так, как и следовало бы вести. Когда солнце всходит, всем следовало бы вставать. Ребенок идет к родителям, как будто говоря: «Учитесь жить разумно. Вставайте! Утро пробуждает вас». Но ребенок не учитель. Он только любит своих родителей: «Я не бужу тебя, мама, я только поцеловал». Часто ли кто-то в жизни идет к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать? А мы осуждаем ребенка. Мы считаем его поступок дурным поведением, которое должно быть исправлено.
Ребенок любит пробуждение не только по утрам. Ему нравиться бодрое состояние отца и матери, которые, увы, часто остаются спящими всю жизнь. Мы все имеем тенденцию спать. Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования <...>
(Цит. по: Монтессори. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999).
http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=193&Itemid=3
« Последнее редактирование: 22 Февраля , 2011, 12:06:01 от Ася » Сообщить модератору   Записан
Barbarella
Mодераторы
вечный житель
******

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #1 : 24 Февраля , 2011, 01:47:33 »

Не могу не прокомментировать данный пост.
Цитировать
Но вот какое обвинение Монтессори выдвигает иерей Александр Любимов: "Сама Монтессори никогда не выходила замуж, а от рожденного вне брака ребенка отказалась, - чтобы посвятить себя воспитанию чужих детей, как пишут её биографы. Т.е. она отвергает семью как таковую."
Я нашла в сети полный текст комментария иерея А.Любимова. Глубокие, далеко идущие выводы делает иерей Александр Любимов. Однако люди, действительно знакомые с биографией М.М., лишь пожмут плечами, увидев этот вывод. С моей точки зрения - налицо передергивание фактов.
Если бы иерей Александр Любимов прочитал хоть один из трудов Марии Монтессори. он бы таких выводов не делал.
Ведь М.М. еще в начале своей педагогической деятельности поняла, что без работы с семьей пытаться изменить ребенка (читай: воспитать, ведь система монтессори не только образовательная, но и воспитательная) невозможно. Именно поэтому она предъявляла требования к родителям: они обязаны были приводить ребенка вовремя, в чистой одежде, с подстриженными ногтями. Вы скажете: ерунда какая, где же здесь работа с семьей? Однако моя личная практика показывает, что есть родители, которым неверотяно сложно соблюдать эти требования. Но опрятный внешний вид уже приводит в порядок чувства ребенка, его отношение к себе (опять же, наблюдение практическое)! И наоброт, если самому ребенку трудно себя организовать (гиперактивтость, СДВГ и т.д.), то расхлябанный внешний вид еще больше деорганизует его. Таким образом, введя такие нехитрые правила, М.Монтессори уже выполняла работу с семьей, целью которой было одно - помочь ребенку развиться в соответствии со своей природой.
В конце жизни М.Монтессори пришла к тому, что период от 0 до 3 еще более важен, чем все прочие. Она создала группы для самых маленьких, но главное - курсы наставниц. Наставницы обучались лично под руководством М.Монтессори в течении двух лет, после чего имели право приходить в семьи и помогать мамам младенцев в вопросах ухода и воспитания детей. Я хочу особ подчеркнуть - наставницы приходили в семьи, а не наоборот! Речи не идет о том, чтобы отделить от мамы ребенка до 3 лет.
Монтессори в "Правилах" своего первого Дома Ребенка подчеркнула, что "основная цель дома ребенка - это предложить детям работающих родителей заботу, которую родители не в состоянии им дать." В ее Домах Ребенка дети находились полный день - как в садике, пока пришедшие с работы родители не забирали их домой.
Из всего вышеуказанного следует, что М.Монтессори очень высоко оценивала роль семьи в воспитании детей.
Цитировать
Если вспомнить о том, что по учению православной Церкви именно родители должны воспитывать детей, то остается только признать: в разделении детей и родителей педагогика Марии Монтессори оказывается действительно далека от православия.
Она не разделяла детей и родителей. Но любая педагогика предполагает отделение ребенка от родителя на каком-то этапе. Монтессори и здесь предлагает следовать за ребенком: возраст 3 года выбран не случайно, именно в этом возрасте (естественно, плюс-минус) ребенок готов отделиться от мамы (на несколько часов!) и начать самостоятельный путь в освоении окружающего мира.
комментарий автора статьи:
Цитировать
Но в садик Монтессори я своих детей не отдам. Она создавала свою систему для больных деток – пусть они и пользуются ею; она создавала Дома Ребенка для детей, у которых родители целый день вынуждены быть на работе – а я могу позволить себе воспитывать их дома.
Но как поступите вы – решать только вам. Вы в ответе за своих детей, а я – за своих.
Конечно же, каждый сам решает - отдавть ли ему ребенка в то или иное заведение или нет, и в каком возрасте это делать. Но информация об этих заведениях должна быть полной. Поэтому на реплику о монтессори-методе как о педагогике для особых детей отвечу: Мария Монтессори сама была потрясена и восхищена результатом, которого смогли достичь особые дети, занимаясь по ее методу. Занималась такими детками она всего два года. Всю оставшуюся жизнь (более 40 лет) она посвятила усовершенствованию своего методы. ориентируясь на здоровых детей. И самое парадоксальное - тем не менее, педагогика Монтессори и сейчас успешно применяется для развития и воспитания особых деток. Что ни в коему образе не ставит на ней ярлык "это только для больных", а говорит о ее целостности, продуманности и научности. По моему скромному мнению, конечно.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Винтажная
местный житель
******

Карма: 3
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 766



Награды
« Ответ #2 : 11 Марта , 2011, 13:09:17 »

Barbarella,Спасибо большое за ответ, мне нравится ваше пояснение очень. Мы ходим к Вам на занятия :-))) не жалею, что ходим, вижу прогресс СЕБЯ и ребенка, мы выросли вместе, и растем вместе сейчас.
Сообщить модератору   Записан

Женщина — это не только вагон удовольствий, но и 3, а то и 4 тонны проблем.
Barbarella
Mодераторы
вечный житель
******

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #3 : 17 Марта , 2011, 10:50:45 »

Винтажная, очень рада читать, что мои слова чем-то помогли!
спасибо за отзыв, и очень отрадно, что вы как родитель нашли для себя точку роста на наних занятиях! такие отзывы, как ваш - окрыляют ;)
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Винтажная
местный житель
******

Карма: 3
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 766



Награды
« Ответ #4 : 17 Марта , 2011, 11:30:31 »

Barbarella,да Ваш клуб на самом деле очень нужен родителям (РОДИТелям!!! прошу заметить) и детям, на этих "как-бы" не сложных занятих Сам растешь вместе с ребенком, Вы делаете очень Хорошее дело таким образом "для нас". Не каждый согласится взять такой тяжкий груз на себя, работать с детками и их родителями, при учете, что все оооочень разные. Вы молодец, что учавствуете во всевозможных форумах, находя это время и слова поддержки, это очень ценно. Зачастую "руководители центров" не слышат своих подопечных, у вас же все наоборот, вы очень слышите нас...спасибо
Сообщить модератору   Записан

Женщина — это не только вагон удовольствий, но и 3, а то и 4 тонны проблем.
Barbarella
Mодераторы
вечный житель
******

Карма: 291
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 9612


форева янг


WWW Награды
« Ответ #5 : 17 Марта , 2011, 14:53:01 »

Винтажная, для нас очень ценно, когда "наши" родители (слово "клиенты" звучит диссонансом) отзываются о нашей работе, да еще столь высоко, как Вы. Мы рады любой обратной связи, в т.ч. и со знаком "минус", даже охотимся за ней. Если не будет обратной связи, мы не поймем, насколько качественный продукт даем людям, и как его сделать еще более качественным. Спасибо вам, неравнодушным родителям, которые где-то укорят, а где-то и похвалят.
Сообщить модератору   Записан

Счастье — это не станция, на которую вы прибываете, это - манера путешествовать.

Дашшольция 25.09.2005
Иванчик 18.10.2007
Дмитро 4.07.2015
Страниц: [1]   Вверх
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  


Внимание ↓

 
Вход ↓
28 Апреля , 2024, 10:19:52
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
 



 
Прямой эфир ↓
Просмотр профиля zola 07:05 → Девочки 40+ ))))) продолж... 7165 /Мама - тоже человек!
Просмотр профиля Cleaning74 22:17 → Уборка в доме после ремон... 1 /Наводим порядок
Просмотр профиля Lady_74 13:14 → новая тема:институт! 3242 /Учат в школе, учат в школе...
Просмотр профиля Семицветик 12:08 → Дислексия 121 /Физиологические причины школьных проблем
Просмотр профиля М@тильда 11:38 → Потеряла последнюю тысячу... 33510 /Клуб ОБС
Просмотр профиля Элен 10:29 → Садовая болталка 7364 /Садоводы
Просмотр профиля Alenk@ 23:52 → Имплантация зубов 2234 /Красота и здоровье
Просмотр профиля stahvera 21:00 → КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К "бабк... 84 /Клуб ОБС
Просмотр профиля Тан4ик 09:20 → Мамы одиннадцатикласснико... 1618 /Учат в школе, учат в школе...
Просмотр профиля Кудряшка Ксю 12:06 → Поступок моей золовки 22 /Мама - тоже человек!
 

 
Доска объявлений ↓
 
Отзывы ↓
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC  
Страница сгенерирована за 0.097 секунд. Запросов: 19. smf-srv