Радио-мама архив>>
http://www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.97/date.20061225/ (о передаче)
Выпуск передачи за 25.12.2006
Как научить ребенка обращаться с деньгами? Многих родителей интересуют вопросы: "В каком возрасте можно и нужно давать ребёнку карманные деньги?", "Как научить ребёнка обращаться с деньгами?". Умение распоряжения финансами – это особый навык, который поддаётся тренировке. Подробности сегодня в программе.
У микрофона Галина Ангию. Добрый день.
Эта тема давно привлекает внимание родителей, экономистов и психологов во всём мире. На Западе, например, проводились исследования, результаты которых показали, что 88% родителей выдают детям карманные деньги строго по плану. В Германии, если родители не дают ребёнку деньги, он может подать на них жалобу.
Причина, по которой ребёнку стоит давать деньги, состоит в том, что малыш должен научиться обращаться с деньгами, понять, как они зарабатываются. И лучше, если это произойдёт в том возрасте, когда вы сможете как-то влиять на отношения ребёнка с финансами.
С какого возраста давать ребенку деньги – зависит как от родителей, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей чада: дети не любят сильно отличаться друг от друга. Обычно карманные деньги начинают давать детям ещё до школы, а уж школьник обязательно обладает хотя бы совсем скромной суммой. Современные мамы и папы начали давать карманные деньги детям раньше, сейчас почти каждый первоклассник имеет свои денежки, а лет 10-15 назад дети получали первые монетки только с пятого класса, а то и позже.
Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "как взрослый". Не стоит давать ребёнку больших сумм, один из навыков, которому необходимо обучить ребёнка – навык копить деньги.
Чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов. Для этого многие родители дарят детям копилку, а европейские родители презентуют специальную шкатулочку, чтобы деньги лежали на виду, а не внутри копилки, которую и разбить жалко, и деньги вытащить хочется. В шкатулочку ребёнок складывает свои сбережения, пересчитывает и точно знает, сколько он собрал, а родители поощряют его тем, что при накоплении определённой суммы они добавляют "процент" за терпение (например, накопил школьник 100 рублей – родители наградили его ещё десяткой, то есть 10% от суммы) вот такие методы воспитания.
Нередко в семье бывает так мало свободных финансов, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
Хотелось бы предостеречь родителей об опасности, которая их подстерегает. Ни в коем случае нельзя наказывать чадо рублём. Есть вероятность, что он обидится, разозлится или начнет брать деньги в долг у сверстников, а в худшем случае попробует стащить деньги из родительского кошелька. Дети всегда стремятся к независимости. Поэтому для мам и пап, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Старшим школьникам, например, можно давать деньги на развлечения или позволить самому покупать что-то себе из одежды. В первый раз вы, конечно, будете недовольны покупкой, но всё равно когда-то начинать надо. А ещё очень эффективный способ для того, чтобы дети научились обращаться с деньгами и знали им цену, – устроить летом чадо на работу. Ребенок совсем иначе начнет относиться к деньгам, которые дают ему родители и которые заработал сам.
Сколько семей, столько и мнений. Каждый родитель, исходя из своего опыта и материального положения, из советов знакомых и из особенностей характера ребёнка строит свою уникальную финансовую политику. Какие же варианты организации денежного потока от родителей к детям существуют, и как научить своё чадо бережному и разумному обращению с такой важной составляющей нашей жизни как деньги?
Прежде всего, следует помнить, что деньги даются не на шоколадки и жвачки, основная цель выдачи карманных денег – это научить ребёнка обращаться с деньгами. Неплохо ребёнка с раннего детства научить считать мелкие монеты, рассказать о копейках, рублях, показать, сколько копеек в рубле, какие бывают деньги.
Полезно играть с малышом в магазин (написать ценники и научить его продавать, считать, давать сдачу). Позже ребёнка нужно обязательно отправлять одного в магазин за небольшими покупками: хлеб, сок, мороженое; пусть он научится проверять правильность сдачи, вежливо обращаться к продавцу и выбирать покупки. Когда он освоит основы купли-продажи, ему можно начать давать карманные деньги.
Самый распространённый вид выдачи карманных денег – это ежедневный, еженедельный или ежемесячный "оклад", обычно он не очень большой, но выдаётся регулярно в строго отведённый день, даже если ребёнок потратил свою сумму раньше срока.
Важно помнить, что лучшее воспитание – это воспитание собственным примером, дети часто копируют финансовое поведение родителей, поэтому сами мамы и папы, прежде всего, должны показать пример правильного обращения с деньгами, научить ребёнка не "зацикливаться" на них, и быть счастливым, любимым и красивым вне зависимости от количества цветных бумажек в кошельке.
На сегодня все. Программу подготовили и провели: ведущая Галина Ангию и звукорежиссер Ян Тараненко. Слушайте "РАДИО-МАМУ" каждый день на 107 и 6 ФМ. Здоровья вам и вашим деткам.