Krokoko
|
 |
« Ответ #61 : 20 Июня , 2009, 02:00:39 » |
|
Вижу по многим своим друзьям и знакомым, там где детей шлепают по попе, дети тоже очень агрессивны. Гуляем во дворе, подходит соседский мальчик и замахивается на моего ребенка, мой ревет от неожиданности и от боли. Подбегает папа мальчика и шлепая 5 раз по попе приговаривает "сколько раз тебе повторять, что нельзя бить детей".
Ниже отрывок текста от Владимира Леви, если интересно как он предлагает реагировать на агрессию со стороны ребенка.
Как же - не подавлять агрессию агрессией, а прорабатывать, изживать? В ответ на "дура" (или на удар) МОЖНО: - крепко взяв ребенка за плечи, серьезно, неотрывно и пристально (но не зло!) смотреть ему прямо в глаза, мысленно произнося нечто в таком духе: "все прошло... ты хороший... ты успокоился... мы с тобой дружим... я люблю тебя... все будет хорошо..." Постоять так молча секунд пять, потом сразу отпустить и спокойно, как ни в чем не бывало, продолжать делать свое дело. (Допустим, готовить обед или одевать ребенка). Все, что вы сказали без слов, ребенок прочтет душой в ваших глазах, все это в него войдет и будет работать. Еще минут пять желательно с ребенком не говорить ни о чем. На многих детей такое бессловесное внушение действует сильнее любых слов или шлепков. Но не следует делать этого более трех раз в месяц - воздействие ослабеет. Все приходится разнообразить и обновлять. Еще МОЖНО: - властно обнять, сильно прижать к себе (возобновив этим чувство телесной связи и мягко напомнив о своей превосходящей физической и душевной силе), посадить к себе на колени или взять на руки (хорошо и поднять повыше, слегка встряхнув, а потом крепко обнять). И в таком вот соединенном положении (контекст: мы с тобою одно, и ничто нас не разлучит, твоя глупость в том числе) кое-что спокойно сказать. Ни в коем случае не по прямому поводу, не о "дуре", не об ударе, даже если он причинил вам боль. "Я знаю, тебе сейчас трудно. Мне тоже. Иногда мы бываем в плохом настроении. Иногда нам хочется поругаться, подраться. А потом мы все равно миримся и любим друг дружку... Сейчас мы с тобой подышим глубоко-глубоко... И нам станет легко-легко... Ну вот. Уже легче... Мы с тобой помирились, мы дружим, нам хорошо вместе жить... А сейчас мы (пойдем гулять, будем обедать, играть, спать...) Хорошо - раз-другой, а то и поболее, вот так усилив телесную связь, попросить ребенка: "Расскажи, почему ты на меня рассердился. А потом я тебе расскажу про себя..." Может не рассказать. А может и рассказать. Может быть, скажет что-то совсем в другую сторону. Что бы ни сказал (или ничего) - никаких поучающих возражений или встречных обвинений. Спокойно принимайте и поощряйте любые его слова или молчание. А сами можете ему рассказать, что в детстве тоже, бывало, сердились на маму или на папу... Что вас наказали однажды за то, что... Разговор по душам. Простой, искренний. На уровне, доступном ребенку. Может не получиться - не страшно, важна попытка. Потом получится. Еще варианты из эн возможных. - Дура! - Что-что?.. Не слышу. Погромче, пожалуйста. Допустим, говорит громче. - Не слышу. Еще громче... Еще, еще громче... (Допустим, орет во всю глотку.) Нет, все равно не слышно. Непонятно говоришь. Ты лучше спой, когда поешь, слышнее... Может продолжать, истерически-исступленно, либо, что вероятнее, уже механически, на исходе эмоции... В любом случае, в конце концов, выплеснется и иссякнет, а вы, если проявите терпение и дожмете до этого иссякания, останетесь неуязвимой - победите в его пользу. Никаких больше нравоучений и наказаний - довольно, он уже сам себя наказал. Или: - Меня зовут Ксения, а не Шура. (Не Нюра, не Мура, не Жмура...) - Дура ты, дура! - Что такое "ду"? - Ду-ра! - Что такое "ра"? И так далее. Или: - Дура! - Ага, если дура, то начинается пррро-це-дура! Берете маленького грубияшку одной рукой за ухо, крепко, но не до боли, или лишь с небольшой; другой рукой начинаете усиленно щекотать. Его ответная реакция - скорее всего ошарашенное хихиканье, визг, будет сопротивляться и вырываться, но обзываться вряд ли дальше продолжит. Если и продолжит, неважно: Смысл подобных ответов на детскую агрессию: показываете ребенку, что вы душевно сильны и оценочно от него независимы; показываете свою власть над собой и немножко над ним. Показываете свое понимание его состояния и - при твердом неприятии безобразного поведения - несокрушимое приятие его самого: свою САМОУВЕРЕННУЮ любовь. Переводите ситуацию в юмористический регистр - безопасно разряжаете конфликтное напряжение. С четырехлетком лучше всего! - конфликт увести побыстрее в сказку, в игру. - Дура! - Где кура? - Дура! - Кура нашлась, вот она, ко-ко-ко, куд-кудах-тах-тах... А где петух? Куд-куда мой петух пошел? - Дура! Ты дура. - Ага, вот и он, петух. Петушок и курочка - дурачок и дурочка. Жили они, были, как их звать, забыли. Это сказ не про нас, а про то, как свет погас. Хочешь сказку дальше - покажи мне пальчик. Возможно, захочет - четырехлеток все-таки. Если захочет, придется с ходу придумывать (продолжая, допустим, одевать, или по дороге в детсад), а "дуру" проехали, вот и все. Вы сказки ребенку вообще рассказываете иногда?.. Играете с ним в ролевые игры?.. Перевоплощаетесь еще в кого-нибудь, кроме надоевшей и ему, и вам Мамы? - Однообразной Мамы, озабоченной своим авторитетом, но не озабоченной - и напрасно -своим артистизмом. Пробовали превращаться в Дельфина, в Клоуна, в Медведя, в Пингвина, в Волшебницу, в Карлсона?.. В кого-нибудь из любимых персонажей - из книжек, из мультиков?.. Если игровая фантазия с импровизацией к вам в гости не приглашается, и если ребенок у вас активный, любопытный и озорной, то есть, вполне нормальный, то... Побыстрей исправляйте ошибку. Вспоминайте скорей собственное детство! Подробней!.. Все первое десятилетие жизни, да и добрая половина, если не больше второго - Царство Игры, Королевство Фантазии, Империя Сказки! Общение со старшими изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год - без фантазии, без игры, без перевоплощений в домашнем театре - для ребенка болото непроходимое, болотище скуки! - И одна из достаточных, из природно-законных причин повышения агрессивности... - Дура! - Тр-р-р-р-р! - милицейский свисток. - Тр-р-р-р! - Га-га-га! - Гусь-Милиционер (по сказке Эммы Мошковской) выскакивает из машины. - Милицию вызывали? В чем дело, кто здесь нарушает? Кто безобразничает, кто ругается и дерется? Ага-га! - Вот этот! Вот Нарушитель! Га-га-гарестовать его! Га-га-гаштрафовать! На четыре щипка!.. Щипаем-штрафуем Нарушителя - не слишком больно, но чувствительно. Арестовываем - привязываем полотенцем, к кровати на целых двадцать секунд. Все делается с убежденной стремительностью, азартно и весело, захватывающе, не давая опомниться... Появляется Судья Слон (или Белый Медведь, или Дельфин, или Заяц, лучше не Волк...) - Кого тут арестовали? - Милиционер: - Вот этого Нарушителя. - Судья: - Его уже наказали, понятно. Он уже понял, что так нельзя. Теперь можно его отпустить, он больше не будет. Он вообще-то хороший мальчик. Он любит маму. Мама его тоже любит. Они уже помирились... А еще хорошо бы обзавестись разными масками - зверей всевозможных, человеков диковинных - или, лучше еще, понаделать их самим, вместе с ребенком (а хорошо бы и вместе с папой!..). Среди прочих персонажиков пусть будет и некто страшненький и плохой, какой-нибудь Злюка. Вот кто-то на кого-то рассердился (не будем уточнять, кто на кого, и так ясно) - и произнес скверное слово. Моментально появляется Злюка (маску можно даже не надевать, просто показать) и радостно-злобно хрипит: "А-а!.. Вот и я! Это я обзываюсь! Это я, Злюка! Да-да, все вы тут дураки! Один я умный! Ух, какие вы все плохие! Один я хороший! Я лучше всех! Ух, как я люблю обзываться и драться!.. Ух, как я вас всех..." Можно говорить за Злюку самой, можно предоставить это ребенку, можно попеременно, можно подключать других персонажей, импровизировать так и сяк... Результат: негативные чувства ребенка получат свободный, безвредный и даже полезный выход, увидятся им самим со стороны, напряжение разрядится, конфликт выльется в психолого-познавательную игру, станет не разрушительным, а созидательным. Еще хорошо бы, чтобы кто-то из вспомогательных персонажиков надо всем весело, безудержно, взахлеб смеялся, появляясь в самый неожиданный миг. Кто? Может, обезьяныш какой-нибудь или поросенок (им также может быть дозволено и похулиганить слегка). Или Чебурашка. Или кто-то еще из мультиков, или просто смайлик... Не сомневаюсь - вы сами, если попробуете-поищете, найдете что-то свое, работающее - только начните и не отступайтесь, смело испытывайте то и се, отпустите себя в поиск! Не бойтесь ошибок, старайтесь лишь, чтобы они были разными, - и начнут случаться попадания в яблочко, и удачи не избежать... В воспитании, как и в жизни, не бывает стопроцентности и полно неожиданностей, как в погоде. Всегда будут в душе ребенка (и в вашей тоже) погоды хорошие, плохие и так себе. Всегда будут и падения, срывы. Какой бы вы ни были идеальной мамой, может наступить день великого посрамления, когда все ваши усилия и достижения покажутся вам напрасными. Нет, ничто не напрасно, все в толк пойдет, если продолжить жизнь с Чистого Листа. У ребенка можно учиться умению открывать Чистый Лист: прощать жизнь, начинать с начала...
|