А вот еще отличная статья о вынужденном карантине и дистанционном обучении
https://vk.com/@ourhomeedu-o-vynuzhdennom-obuchenii-doma О вынужденном обучении дома
Сейчас все дети России отправлены из школ домой как минимум на апрель, но кто знает, может быть, и до лета занятий не будет. В этот период все дети вошли со своим уровнем. Между самыми сильными (в учебе, речи, эрудиции) и слабыми уже сейчас, сегодня есть разрыв - ещё на входе в самоизоляцию. И это то, но что родители в данный момент повлиять не могут. И после возвращения за парту этот разрыв будет еще больше - а вот на это повлиять можно.
Джим Трелиз очень хорошо иллюстрирует этот феномен на примере летних каникул. Одна прослойка учеников, делавшая прогресс во время учебного года, продолжает прогрессировать и во время летних каникул, хоть и в меньшей степени, чем во время учебы. Другая прослойка учеников, так же росшая в образовательном плане все 9 месяцев учебы, за лето откатывалась назад. В результате пропасть между сильными и слабыми каждый сентябрь росла все больше. Вы можете посмотреть, как это выглядит, на диаграмме. Разрыв между детьми заметно вырос с годами.
О вынужденном обучении дома, изображение №1
И дело тут не в учителях и не в школах. Дело в том, как дети проводят свое время дома, сколько и каких разговоров ведут с родными и сколько они ЧИТАЮТ. Трелиз ссылается на исследования, приводит конкретные данные. Вот что он пишет о благополучном в учебном плане ребенке:
«Лето такого ребенка включает читающую семью, члены которой моделируют это поведение и имеют тихие места, способствующие чтению; дом, который богат книгами, журналами и газетами; посещение торгового центра с остановками в книжном магазине или библиотеке; семейный отпуск или летний лагерь за городом, в котором новые люди, места и опыт расширяют фоновые знания и обогащают словарный запас; и высока вероятность того, что телевидение и радио будут использованы для образовательных или информационных целей».
А вот, что об отстающем (Трелиз называет их богатыми и бедными детьми, но в России связь образования и дохода далеко не так очевидна):
«Лето ребенка группы риска включает в себя дом без книг, журналов или газет и без взрослых, которые жадно читают; отсутствие книжных магазинов или удобной библиотеки; ежедневную рутину, в которой ребенок редко сталкивается с новыми людьми, новыми впечатлениями или новым словарным запасом, таким образом, нет роста фоновых знаний; и мало вероятности, что будут предпочитаться образовательные или информационные программы по телевизору или радио».
Свести к минимуму летние потери, как показало исследование некоего Джимми Кима с участием 1600 школьников, показало, что свести на нет летние потери может уже чтение 4-6 книг за лето, а в другом исследовании одним детям из бедных семей выдавали на лето 12 книг в мягкой обложке три года подряд (тех, которые дети выбирали сами, не по школьной программе, а что-то интересное именно для них), другая группа книг не получала. Результаты в первой группе были убедительно выше в плане навыков чтения, чем во второй.
Я бы хотела, чтобы сейчас все родители понимали: успех или провал предстоящих двух месяцев не зависит от того, насколько качественно будет организовано дистанционное обучение их школами и учителями, тем более, что уже понятно, с какими трудностями будет сопряжена реализация этого обучения. А от того, как будет проходить домашняя жизнь ребенка в это время. Если все, что он получит — это телефон с безлимитным интернетом и диван, то это будет чат на 16 часов в день с одноклассниками в духе: «Чё делаешь? Я ничё, а ты чё?», ролики в ютубе и майнкрафт. Все это откинет ребенка далеко назад. Но если сделать над собой усилие, почитать ребенку (любого возраста) вслух интересную ему и хорошую книгу, вовлечь его в дела семьи (тот же пирог спечь), сесть с ним за учебники и что-то разобрать вместе, организовать дистанционные живые уроки и быть с ним рядом, окружить его разнообразными печатными изданиями, много, обильно разговаривать, то это время не пройдет зря. Можно сделать все то, на что времени не находилось давно.
Когда моя дочь училась очно в школе, она два раза выходила на больничный. И каждый раз, когда она с него возвращалась, оказывалось, что она опередила класс по всем предметам. При этом, конечно, в дни температуры и плохого самочувствия мы не занимались, только когда выздоравливала. А в дни слабости я сидела рядом и читала книги, чтобы порадовать ее. Кстати, в том числе и потому, что мы так уходили вперед, я задумывалась о СО: я видела, что общий учебный процесс гораздо медленнее, чем наш индивидуальный.
Дети — это не то, что нужно непременно кому-то передать, перепоручить. Посадить на урок к учителю, нанять кого-то, чтобы избавиться самому родителю от тяготы образовательного и развивающего взаимодействия с ребенком. Но надо признать: самые успешные дети — это те, с кем занимаются дома (при любой форме обучения) и те, которые много читают. У дочки еще в очном классе, кроме нее были еще две отличницы. У всех троих мамы не работали, все три мамы были глубоко вовлечены в учебу детей.
Это было о карантине. То же самое относится к грядущему лету. Моя дочь, как и раньше старшие дети, будет отдыхать от школьной программы. Но я знаю, что к сентябрю она подойдет в лучшей форме, чем будет в конце мая из-за всего того внешкольного, что у нас будет. Будет обилие книг для самостоятельного чтения, будет много чтения вслух, будет переписка и дневники, будет говорение на английском и чтение печатных книг на нем, а так же раз-плюс и reading eggs. Это помимо многих часов гуляния на природе и помощи по дому. Все это, конечно, если Бог позволит, и живы будем.
Месяцы сидения дома еще перед нами. Мы еще их пока не упустили, не потратили свой шанс. Но как мы распорядимся этим временем — зависит только от нас. Я, например, добавила к обычному расписанию 3 урока английского по скайпу для моей Ани.
ПС: предыдущая статья по книге Трелиза здесь:
https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_30044%2Fall , в ней речь о том, откуда берется первоначальный разрыв.