Alma mater
|
|
« Ответ #2 : 23 Февраля , 2006, 23:16:19 » |
|
Думаю, нужно все взвесить. Здесь ниже есть темка о готовности к прикорму. Мне кажется, здесь одного субъективного ощущения, что ребенок не наедается, недостаточно. Можно ведь поэкспериментировать: дать ребенку в руку кусок твердой еды (яблоко, грушу, огурец), если будет активно мусолить, откусывать кусочки и глотать, не давясь, к тому же тянет ручки к тому, что Вы сами едите, следит глазами за Вашим куском - значит есть интерес к еде. Лично мы поторопились (устала от давления на мозг по поводу того, что морю ребенка голодом) в 5,5 месяцев: я настаивала, ребенок не хотел есть, я нервничала, что другие уже много едят, а мы ложку-две с боем - зачем, спрашивается, насиловать ребенка, еслирост-вес в норме, развитие соответствует возрасту? Вот отрывок из книги У.и М.Сирз "Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет" (мне кажется,здесь довольно удачно описаны признаки готовности к прикорму и основные правила, хотя по составу продуктов, рекомендуемых для первого прикорма, нужно учесть американские традиции и ориентироваться все-таки на наши):
ВВЕДЕНИЕ ТВЕРДОЙ ПИЩИ: КОГДА, ЧТО И КАК
Когда малышу исполняется 4-6 мес., родители часто спрашивают, можно ли начинать давать детям твердую пищу. Однажды я поинтересовался у опытной мамы, имеющей шестерых детей: "Как вы узнаете, когда вашему ребенку нужно начинать давать твердую пищу?" "Когда он начинает попрошайничать!" "Попрошайничать?" - удивился я. "Да, - принялась объяснять она, - я жду момента, когда он начинает проявлять интерес к твердой пище. Если он смотрит, как я ем и провожает глазами мою ложку, тянется рукой, пытаясь взять пищу из моей тарелки, а к тому же может уже сидеть на высоком креслице за нашим столом, - я знаю: настало время давать ему твердую пищу". Исходя из своего опыта, эта мудрая женщина открыла основной принцип введения твердой пищи: кормить детей в соответствии с их возрастными навыками, а не по какому-то определенному календарю. Так, и аппетит у детей, и особенности их кормления столь же индивидуальны, как и темперамент. За последние 10 лет многое изменилось в практике кормления, причем в лучшую сторону. Не так давно мы кормили детей по жесткому расписанию, стараясь во что бы то ни стало запихнуть кашу в отбивающегося малыша, и бывали очень раздосадованы, когда он не съедал положенную ему порцию. Сегодня понятие "кормление ребенка" подразумевает сочетание здоровой полноценной пищи, индивидуальных особенностей развития малыша и степень подготовленности его кишечника к приему твердой пищи. Правильное понимание поведения ребенка за столом, постепенное введение твердой пищи и поощрение самостоятельности малыша во время еды - вот основные слагаемые важнейшего принципа кормления маленьких детей: воспитание правильного отношения к еде и процессу кормления. Мы расскажем вам о последних исследованиях в вопросах кормления ребенка, о том, чему мы научились, работая с детьми в течение 25 лет, и о нашем опыте кормления собственных восьмерых детей. В этой и двух последующих главах мы хотим представить концепцию кормления детей, которая поможет вам лучше понять своего ребенка, научит выбирать для него полноценную пищу, сделает процесс кормления приятным и для вас, и для вашего ребенка, и поможет вам вырастить здоровых, счастливых детей.
ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ТОРОПИТЬСЯ ВВОДИТЬ ТВЕРДУЮ ПИЩУ?
Вы и ваш 3-месячный малыш, находящийся на грудном или искусственном вскармливании, прекрасно чувствуете себя и вам не о чем беспокоиться, потому что он получает достаточное количество молока. Но вот однажды раздается телефонный звонок, это ваш семейный диетолог - бабушка. "Дорогая, что ест теперь наш малыш?" Вы молчите. Вы не открыли еще ни одной баночки с детским питанием, которые она купила внуку. Вы оправдываетесь тем, что не стоит спешить давать ему твердую пищу, ведь ребенок получает все необходимое с молоком и выглядит здоровым. (Если такие конфликты случаются в моей практике, я советую родителям: "Сделайте козлом отпущения своего врача. Скажите бабушке, что доктор Билл посоветовал вам подождать еще немного".) Движения языка ребенка и навыки глотания - вот на что в первую очередь должны обращать внимание родители, когда хотят переводить ребенка на твердую пищу. В первые месяцы жизни у детей наблюдается защитный рефлекс "выталкивания", который проявляется в следующем: если в рот попадают твердые частички пищи или инородные тела, язык автоматически выталкивает их, не давая малышу подавиться твердой пищей. В период от 4 до 6 мес. этот рефлекс ослабевает. Кроме того, до 4 мес. у большинства детей еще нет достаточно хорошей координации движений языка и глотательных (для продвижения твердой пищи). Еще одним подтверждением того, что дети раннего возраста не приспособлены к введению твердой пищи, является то, что зубы редко появляются раньше 6-7 мес. Таким образом, дети первых месяцев изначально приспособлены сосать, а не жевать. Ни пищеварительный тракт ребенка, ни его задний проход, ни внутренние органы не предназначены для усвоения и переваривания твердой пищи. Не достаточно развитый кишечник ребенка 4-6 мес. не может справиться с разнообразной пищей, так как в этом возрасте еще не вырабатываются многие пищеварительные ферменты. Детские аллергологи особенно предостерегают от раннего введения твердой пищи, если у кого-то из членов семьи есть или была пищевая аллергия. В развитом кишечнике выделяется белок иммуноглобулин А, который действует подобно защитному слою краски, покрывая кишечник и не пропуская вредные аллергены (такие продукты, как коровье молоко, пшеница, соя, могут вызвать аллергию, если слишком рано начать давать их ребенку). В первые месяцы жизни иммуноглобулина А вырабатывается еще мало, и лишь к 7 мес. его количество становится достаточным. Когда кишечник уже вполне развился, он более избирательно относится к поступающей пище, отфильтровывая пищевые аллергены. У детей, склонных к аллергии, готовность принимать твердую пищу появляется позже - в результате действия встроенного защитного механизма.
КОРМЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ ПИЩЕЙ: ОТ 6 ДО 9 МЕС.
Грудное молоко или имеющиеся в продаже смеси, обогащенные железом, или и то и другое - основная пища вашего ребенка в первые 6-9 мес., а иногда и дольше. Она содержит все необходимые для этого возраста питательные вещества. Родители же часто стараются дать ребенку твердую пищу раньше, чем его организм может справиться с ней. До 6 мес. ваш малыш не нуждается в дополнительной твердой пище, так как все необходимое получает с молоком, но может проявлять к ней определенный интерес.
Первая ложка
Советуем в качестве первой "ложки" ребенка использовать свой собственный палец. Дело в том, что малыш в этом возрасте очень восприимчив к внешним раздражителям, а ваш палец - мягкий, теплый, он не вызывает у него неприятных ощущений. Кроме того, так вы всегда будете знать, что пища нужной температуры. Некоторые родители начинают кормить малыша с серебряной ложки. Но металл легко нагревается, а голодный ребенок не может терпеливо ждать, пока вы будете дуть на каждую ложку. Он начинает капризничать. Что же касается серебряной ложки, не спорю, она очень хороша для маленького ребенка, но пластмассовые ложки с гладкими закругленными краями, по-моему, удобнее, особенно если дети их роняют или стучат ими. Используйте также небьющиеся пластмассовые чашки. Вы оцените их, когда малыш будет стучать ими по своему креслицу или несчетное число раз ронять их на пол.
Когда ребенок готов принимать твердую пищу Ребенок начинает попрошайничать - он тянется к еде на вашей тарелке, выхватывает у вас ложку, смотрит на вас голодными глазами, подражает вашим жестам во время еды (широко о порывает рот - как это делаете вы, готовясь что-то съесть). Иногда ребенок больше интересуется посудой на столе, чем собственно едой. Но вот вы заметили, что малыш с интересом наблюдает за тем, как вы едите. Попробуйте дать ему ложку - пусть пока поиграет с ней (учтите - пластмассовая ложка стучит тише). Если же малыш продолжает интересоваться не ложкой, как игрушкой, а тем, как вы едите, значит, пришло время начинать. Умение сидеть на детском креслице и брать пищу большим и указательным пальцами - дополнительные признаки того, что ваш ребенок готов переходить на твердую пищу.
Первое кормление
Начните с такой пищи, в которой содержится меньше аллергенов и которая по вкусу и консистенции наиболее близка к грудному молоку. Например, для начала вполне подойдут мятые спелые бананы или рисовая каша на грудном молоке или детской смеси. Положите на конец указательного пальца немного тщательно размятого банана и дайте ребенку пососать ваш палец. Малыш попробовал, узнал вкус новой пищи; увеличьте количество массы, кладя ее на середину языка ребенка. Наблюдайте за его реакцией. Если процесс кормления сопровождается довольной улыбкой, значит, можно переходить на такую пищу. Если же ребенок выплевывает ее, а на лице у него недовольная гримаса, значит, еще рано. Если ребенка вырвало или он выплюнул все обратно, не огорчайтесь, просто в этом возрасте еще нет навыка закрывать рот, пока пища идет с кончика языка к горлу и проглатывается. Если ребенок не сумел проглотить пищу и она так и осталась у него на языке или если он сидит в недоумении, значит, его защитный рефлекс еще достаточно силен. Придется вернуться к обучению несколько позднее.
Следующий этап в кормлении ребенка твердой пищей
Помните о 3 условиях правильного кормления детей: знание основ здорового питания, особенностей развития ребенка и некоторых практических навыков при выполнении этой процедуры. Начинайте с бананов и рисовой каши,давайте их понемногу, постепенно доводя порцию сначала до половины чайной, целой чайной, затем - столовой ложки, а потом до 30 г (половина баночки детского питания). От жидкой консистенции переходите к пастообразной, а затем к комковатой. Помните, ваша задача - познакомить ребенка с новыми вкусовыми ощущениями и осязанием твердой пищи, а вовсе не напихать в него побольше еды. Постепенно разнообразьте состав пищи и увеличивайте ее количество,ориентируясь на навыки малыша и его аппетит. Некоторые дети любят жидкую пищу и съедают ее много, другие предпочитают более густую и в меньших количествах. К тому же вкусы у ребенка будут постоянно меняться: в один день он может съесть целую баночку пюре, а в другой - только чайную лож- ку.
|