Я - детский психолог со стажем работы в образовательной системе 15 лет. Очень хочется поделится впечатлениями о теме.
1.По долгу службы регулярно знакомлюсь с недавними выпускниками-психологами. Кризис профессионализма в нашей стране крайне велик во всех областях, эта - не исключение. Выпускники новоявленных "универститетов" предельно малограмотны, при этом их базовые проф.установки предельно детоцентрированы: "семья должна обеспечить ребенку достойное детство (поверьте, эта достойность крайне далека от того, что считаете достойным вы)", ребенок - ядро, вокруг которого вращаются взрослые.
2. Уже появились выпускники!, проходившие специализацию именно как социальные психологи, реализующие программы ювенальной юстиции (почему? откуда, если закон еще не принят?!). С большим интересом беседую с этими молодыми - 20-22 лет, конечно же, еще бездетными "специалистами" о том, как именно они представляют себе свою деятельность в общеобразовательной школе.
Рассказывают с энтузиазмом:
"Мы должны наблюдать за детьми в школе и вести страничку наблюдений на каждого ребенка, отмечать ежедневно, тщательно ли он причесан! (все, я как мать в минусе! - мои длинноволосые подвижные дочери часто ко второму-третьему уроку, особенно если еще были физические занятия, очень даже растрепаны).
Мы должны наблюдать в столовой, как ребенок ест - если жадно - может, он недоедает дома, если отказывается от какой-то пищи - выяснить почему (следующий минус! пост, запрет есть ряд "вредных" продуктов, которые почему-то регулярно скармливают детям в школьной столовой. Кстати, может найдутся союзники, которые тоже возмутятся тем, что любое детское учреждение теперь ОБЯЗАНО кормить детей искусственно витаминизированными продуктами по распоряжению Института питания. То есть если в домашнем питании вы выбираете, какое молоко купить, то в школе ваш ребенок непременно получит из пакета с витаминами).
Мы должны смотреть, как одет ребенок.
Мы должны проходить по классам с беседами о Конвенции о правах ребенка, тщательно разъяснять с примерами каждый ее пункт, и объяснять детям, что бывают случаи, когда взрослые их права нарушают, и они должны обращаться по этому поводу к школьному социальному психологу за советом. (Представьте вы себе любого подростка, воспитываемого дома не попустительски!!!!! Он же ежедневно имеет повод поделиться нарушенными правами со старшим товарищем!!!!! Да если его еще и внимательно выслушают, и разница в возрасте со старшим "товарищем" небольшая. Положа руку на сердце: вы уверены, что ваш любимый подросток, ищущий мировой справедливости, не станет при такой проработке "Павликом Морозовым"?!
Эти данные мы должны обобщать и обсуждать на ежемесячных совещаниях социальных психологов района.
Общаясь с этими соискателями места, хорошо видна очень жесткая базовая установка по отношению к семье, мнят себя эдакими "детективами", призванными найти и разоблачить злобных родителей. Часто создается впечатление, что люди идут в профессию неслучайно - сами глубоко травмированные в детстве отношением родителей жаждут реванша. Я думаю, что, может, опека, как правило, неплохо работает потому, что базовые установки совсем другие.
Недавно министр образования Фурсенко поделился планами уравнять частные школы в правах и обязанностях с государственными. В этом есть и свои плюсы, но среди минусов - то, что если эта ставка социального психолога в рамках программы ЮЮ будет обязательна для школ (а выпускники уверены в этом), то любая школа - даже и православная, они же по статусу частные, должна будет иметь такого сотрудника, а система проверок образовательных учреждений уже и теперь очень жесткая, обойти то, что должен, крайне непросто.
Читая статью, глубочайшее недоумение вызывает призыв позаботиться о создании себе правильного имиджа в глазах общества (не забудьте, что цель-то при этом - не хухры-мухры, детей не потерять!) Среди моих православных-неправославных знакомых нет ни одной матери, которая ожидая даже третьего, не говоря уж четвертого-пятого ребенка посещала бы женскую консультацию, приходили под конец за обменной картой, если собирались рожать в роддоме. Почему если мать не хочет тратить время на посещение районной поликлиники (у меня, например, в школе врач прекрасная, и я все детские вопросы решаю с ней, или дети не болеют, или у гомеопата наблюдаются), или сознательно решила прививки не делать, или - знаю, как остро это воспринимается, но, простите, - дома родить, она должна думать как "соломки подстелить"?! Где презумпция невиновности?!! Это все разрешено законом!!!
Теперь как профессионал: глубоко травмированные дети не кричат, у соседей, как правило, нет повода сигнализировать властям, сексуально травмированные своими родствениками дети встречаются в нашей стране крайне редко и всегда молчат об этом, психолог предполагает секс.насилие по комплексу очень тонких косвенных признаков, и чтоы заметить их, надо быть серьезным профессионалом. (Шокирует, но, начиная с 90х годов, самая распространенная детская секс.травма происходит из-за того, что беременная мама решила показать ребенку, откуда именно родится его братик или сестренка).
Любой воспитатель детского сада, учитель начальной школы скажет, что в игре детей всегда отражается то, что они видят вокруг себя - разговоры, интересы семьи, способы реакции на хорошее-плохое поведение, стиль воспитания. Проще говоря, 5-летний ребенок не станет лупить куклу, если не наблюдает такого отношения в ближайшем окружении.(11 января дети приходят в сад и начинают играть "в праздник" - поднимать условные бокалы и чокаться, и именно вот это - такое центральное впечатление о том, что есть Праздник, и является, на мой взгляд, глубочайшим травмированием детской души, потому что, если ну хоть чуть-чуть за эти дни покатались на коньках, испекли вместе пряники или устроили домашний концерт - то хоть обчокайтесь потом - ребенок будет рассказывать о коньках, а не о бокалах). И любой внимательный педагог детей с неблагоприятной домашней обстановкой видит за 3 версты, и вкладываться надо в педагогов и опеку, а не новую структуру создавать. Это, конечно, если стоит задача решить ЗАЯВЛЕННЫЕ проблемы, а не те, что нам не видны за ширмой властей.
Дети сейчас очень травмированы, но совсем не тем, чем пугают продвигатели ЮЮ, а тем, о чем бесконечно говорят православные священники - нарушением ролей в семье, бесконтрольным просмотром ТВпрограмм и фильмов, отсутствием истинного внимания со стороны родителей (а не его заменителей - бесчисленные игрушки, мульты, поход в выходной в МЕГУ и т.д.), разговорами о том, что сколько стоит, и где дешевле купить, РАЗВОДАМИ - тяжелейшая травма на многие годы. И эти травмированные дети хорошо одеты, причесаны и, как правило, не шумят. И прививки у них сделаны. И рожали их по знакомству или по контракту в роддоме, да еще и с эпидуральной анестезией. Простите, что очень эмоционально - крик души.
Я согласна, что ЮЮ нужна как особая структура для работы с малолетними правонарушителями, и ростовский опыт требует разработки, но нам предлагается совсем другое - именно то, от чего предостерегают родители хлебнувших стран. Даже определение ЮЮ в законе не оставляет никаких иллюзий. Так что призываю - давайте стараться не проморгать. Очень хочется видеть во всех начинаниях добрую волю союзников, но "стадо - малое", и в прошлом, и теперь.
http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=4768&page=2